Новички, только начинающие знакомится с методом расстановок, а так же люди, уже побывавшие на одной или нескольких группах иногда спрашивают: "Можно ли расставить ситуацию без группы? "
Да, можно. С точки зрения технологии проведения, системные расстановки можно условно разделить на три категории.
Расстановки в группе. Групповые расстановки становятся все более популярны. В процессе расстановки члены семейной системы клиента и все необходимые фигуры замещаются участниками группы. Такие участники называются "заместителями".
Расстановки с предметами. В этом виде расстановок члены семейной системы клиента символизируются различными предметами — большими (например, стулья в комнате) или маленькими (например, чашки на столе, спички, или специальные фигурки для расстановок).
Для индивидуального консультирования в настоящее время выпускаются специальные наборы фигурок из дерева и других материалов.
Расстановки в воображении , при которых члены семейной системы возникают и взамодействуют в воображении клиента и/или ведущего.
Разумеется, у каждого из этих видов расстановок есть свои плюсы и минусы. Для краткости поговорим о некоторых “плюсах”.
Многие расстановщики в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение расстановочным группам, в которых участвует достаточное количество людей — от 8 до 20 человек, а в некоторых случаях и больше.
Чем хороши групповые расстановки.
Живыми заместителями. Эти заместители могут двигаться, следуя указаниям поля. могут сообщить о своих чувствах и ощущениях, могут транслировать пришедшую к ним информацию, которая может оказаться очень важной для расстановки и для клиента. Более того, живые заместители могут проживать одновременно несколько историй, придавая расстановке «полифоничность» и дополнительную глубину.
Мощным энергетическим полем, часто возникающем в пространстве группы во время расстановки. В этом поле некоторые важные вещи происходят сами собой — причем не только с клиентом, но и с ведущим и другими участниками группы. Довольно часто случается так, что по ходу группы люди несколько раз меняют запрос, с которым они пришли на расстановку. Возможно, это происходит потому, что само пребывание в пространстве расстановок помогает установить контакт с более важными и глубокими вещами, обитающими внутри. Таким образом, участие в группе можно рекомендовать тем, у кого запрос на расстановку еще не «созрел» или не сформировался ясно и окончательно.
Резонансом. В расстановочной группе очень часто возникает ощущение, что участники оказались в данной группе совсем неслучайно. Некая таинственная сила собирает на группу людей, в судьбах которых есть нечто общее. И в результате простое присутствие при «чужих» расстановках может запустить у человека внутренний процесс, который по своему воздействию оказывается не менее важным и сильным, чем сделанная для него расстановка.
Расстановки с предметами. Этот вид расстановок часто называют "расстановки на фигурках ". Обычно этот вид расстановок используются при индивидуальном консультировании, когда возникает особое состояние, в котором становится очевидно, что рассматриваемая тема может быть расставлена в данный момент.
Чем хороши расстановки на фигурках (с предметами)?
Практически все, что будет сказано о расстановках с предметами, может быть отнесено и к расстановкам в воображении.
Неотложностью. Такая расстановка может быть сделана сразу, как только в разговоре возникнет «правильная энергия». Все необходимые предметы при этом обычно оказываются или под рукой, или неподалеку.
Конфиденциальностью. Это особенно ценят люди, не желающие, чтобы об их проблемах узнали другие, или люди, которые по разным причинам не хотят участвовать в чужих расстановках. Правда, расстановщики, серьезно относящиеся к своему делу, и в групповой работе обязательно требуют от участников соблюдения конфеденциальности. Однако такие гарантии устраивают не всех.
Дозированностью и ограниченностью. Имея дело с предметами, гораздо легче «удержаться» в рамках темы, определяемой вопросом клиента. Здесь значительно меньше вероятность, что фигурки начнут показывать нечто такое, что очень важно для системы клиента, но на что сам он в данный момент смотреть вовсе не собирался.
Расстановки на фигурках
Системное поле и его стремление к проявлению
Прежде всего, напомню, что системные (или семейные) расстановки — это техника, позволяющая установить контакт с энергетическим полем семейной системы. В «классических» расстановках в качестве приемников этого поля используются люди, обычно выбираемые из числа участников расстановочной группы — так называемые «заместители». Эти люди в процессе расстановки назначаются на роли некоторых членов чужой семейной системы и попадают в некое особое состояние «заместительского восприятия». Находясь в этом состоянии, человек каким-то таинственным и чудесным образом начинает ощущать связи, которые на очень глубоком уровне существуют между замещаемым им членом системы и другими его родственниками. Заместитель может испытывать отчетливые и иногда очень сильные эмоции по отношению к другим членам семейной системы, к нему даже может приходить информация о каких-то важных фактах из этой системы — например, в виде образов или просто прямого знания.
По моему ощущению, в некоторых семейных системах существует сильнейшее стремление к тому, чтобы некая важная, глубокая и тайная информация, хранимая системой, наконец-то проявилась бы, вышла на свет, раскрылась, чтобы нечто остановившееся вновь пришло бы в движение. Насколько я могу судить, такое проявление тайного и застывшего служит дальнейшему гармоничному развитию этих систем. И это стремление к проявлению как раз и лежит в основе метода системных расстановок. Более того, это стремление иногда бывает настолько сильным, что семейная система находит способы проявить себя и без формальных расстановок, без заместителей, готовых служить приемниками информации, поступающей из семейного поля. Примером такого проявления без живых заместителей, как раз и являются расстановки на фигурках, которые иначе называют расстановками с предметами, расстановками с куклами или расстановками с напольными якорями.
Что такое расстановки на фигурках?
Классическая расстановка с живыми заместителями обычно начинается с того, что клиент (а иногда и сам ведущий) расставляет заместителей в пространстве помещения, где проходит расстановка. При этом важно, чтобы он руководствовался прежде всего своими внутренними ощущениями — что-то внутри клиента подсказывает ему, какое место и направление являются правильными для данного члена семейной системы. В итоге образуется некая пространственная конфигурация из заместителей — структура, с которой затем начинает работать ведущий.
Если клиент или ведущий создает эту начальную конфигурацию в правильном состоянии — а именно, серьезно и сосредоточенно, оставаясь в состоянии сонастроенности со своим запросом и семейной системой, то получившаяся структура практически сразу же входит в резонанс с семейной системой клиента — заместители начинают чувствовать связи и эмоции, существущие между членами реальной семейной системы.
Удивительно, но такой же резонанс достигается и в случае, когда клиент расставляет не живых заместителей, а какие-то предметы, таким же образом символизирующие членов системы. Это могут быть стулья или листы бумаги, если расстановка с предметами проводится в пространстве целой комнаты. Или это могут быть маленькие куклы, чайные чашки, канцелярские принадлежности или любые небольшие предметы, если расстановка делается в уменьшенном виде — например, на столе. Удобно, если это такие фигурки или предметы, по которым можно понять, в каком направлении смотрит символизируемый ими человек.
И вот, с помощью такой пространственной структуры расстановщик и клиент, как и в классической расстановке, получают возможность ощутить связи, эмоции и чувства, действующие в семье клиента. Существенная разница однако состоит в том, что в классической расстановке информация о связях и чувствах чаще всего передается непосредственно ее участниками: ведущий может просто спросить у каждого из заместителей, что тот чувствует. В расстановках с предметами такой возможности нет. Поэтому в них используются свои особые методы считывания информации.
Считывание информации в расстановках с предметами
В расстановках, проводимых с крупными предметами в пространстве большого помещения, и в расстановках с маленькими фигурками на столе методы считывания информации из системного поля могут сильно отличаться. Поэтому рассмотрим эти виды расстановок по отдельности.
В расстановках с большими предметами, иначе называемых расстановками с напольными якорями, вполне можно использовать один из способов считывания поля, применяемых в классических расстановках. Из практики расстановок хорошо известно, что доступ к системной информации, чувствам и отношениям осуществляется, прежде всего, через место, на котором стоит заместитель. То есть, любой человек, встав на место, занимаемое заместителем в классической расстановке, в принципе, будет ощущать те же чувства, что и заместитель — конечно, с поправкой на собственные «слепые пятна», фильтры восприятия и индивидуальную чувствительность к определенным темам. Отсюда способ чтения энергии в расстановках с большими предметами: расстановщик просто поочередно встает на места, обозначенные листами бумаги или тапочками, или садится на стулья, и с этих мест считывает связи и эмоции соответствующих членов семейной системы. Иначе говоря, расстановщик последовательно становится заместителем для каждого из людей, представленных в расстановке.
В принципе, то же самое может сделать и клиент, для которого проводится расстановка. Однако при этом часто случается, что клиент считывает энергию поля в сильно искаженном виде. Вообще, для расстановок на предметах очень характерно, что расстановщик и клиент воспринимают расстановку по-разному — причины этого я попытался подробно разобрать в статье «Можно ли сделать расстановку самому себе?»
В расстановках с маленьками фигурками описанный выше способ, разумеется, применить не удастся. Правда, мне доводилось слышать, что кому-то бывает проще считывать энергию, если он прикасается пальцем к соответствующей фигурке, стоящей на столе в расстановке. Но лично у меня этот метод никогда толком не срабатывал.
В расстановках с маленькими фигурками я чаще всего воспринимаю общую картину энергетического поля, в котором находятся фигурки. Подозреваю, что у каждого расстановщика имеется свой собственный способ восприятия энергии поля. Возможно, кто-то видит его как ауру, как некие образы или как-то еще… Лично у меня это больше похоже на прямое знание о том, какова здесь структура поля, какие связи соединяют людей, какие преграды их разделяют, на каком месте не хватает фигурки, важной для этой расстановки, в какую сторону стремятся повернуться некоторые из фигурок и т. д.
Здесь очень важно подчеркнуть, что такое знание приходит не в результате изучения типичных расстановочных конфигураций. В системных расстановках каждый случай уникален и информация должна каждый раз считываться из поля семейной системы. Если расстановщик в своих действиях следует не указаниям из системного поля, а, например, исходит из того, что подобные конфигурации в расстановках он уже когда-то видел, то даже если он в результате и сделает много полезного для клиента, это, тем не менее, не будет подлинной расстановочной работой. Существует очень много методов «где расставляют» — если речь идет о работе с живыми заместителями, это, например, психодрама, семейная скульптура, магический театр; если говорить о работе с фигурками, это может быть куклотерапия, юнгианская песочница и т. д. Очень часто напольные якоря с успехом используют в НЛП. Главное отличие системных расстановок от всех других техник, имеющих дело с пространственной конфигурацией живых или неживых объектов, это именно наличие контакта с полем семейной или другой системы.
И отсюда главная сложность расстановочной работы вообще, и работы с фигурками — в особенности. Расстановщику очень важно научиться отличать свою интуицию и указания системного поля от собственных иллюзий и фантазий. Именно такая способность, на мой взгляд, превращает «просто» расстановщика в очень хорошего расстановщика. Впрочем, это умение является ключевым в любой энергетической практике — будь то рэйки, чтение энергий, Ошо ребалансинг или что-то иное…
Начало расстановки на фигурках
Признаюсь, что лично я почему-то не очень люблю проводить расстановки с большими предметами. И это несмотря на то, что в «обычных» расстановках с живыми заместителями я использую предметы довольно часто. Стулья или подушки в классических расстановках хорошо помогают, когда не хватает живых заместителей, когда у нас нет разрешения вторгаться в определенные области семейной истории, или когда возникающая в расстановке фигура такова, что назначение ее роли живому заместителю может сильно сместить акценты и увести нас от темы, важной для клиента. Но в расстановках с большими предметами и без живых заместителей лично мне не хватает динамики. Кроме того, в них мне труднее воспринять сразу всю картину системного поля — а именно это для меня наиболее привлекательно в расстановках с фигурками: возможность видеть сразу все связи одновременно. Как бы то ни было, дальше я буду говорить только о расстановках с маленькими фигурками.
Как и классическая расстановка, расстановка на фигурках обычно начинается с поиска так называемой «точки входа» в семейную систему. В разговоре с клиентом я пытаюсь почувствовать ту тему, которая для него по-настоящему важна и актуальна и на которую он откликается телесно и эмоционально. Тут стоит заметить, что эта тема может сильно отличаться от того запроса, с которым приходит клиент. Первоначальный запрос, сформированный в уме клиента, часто не обладает энергией и силой, достаточной для получения доступа к его семейной системе. Именно поэтому разговор с клиентом очень важен: он помогает и мне, и ему почувствовать, ощутить на уровне тела и эмоций ту тему, которая сейчас наиболее значима и с которой клиент готов иметь дело. Для расстановки, каким бы методом она ни проводилась, очень важно, чтобы клиент вошел в «правильное состояние». Подробнее я постарался рассказать об этом в статье «Как сформулировать запрос для расстановки?»
Если разговор расстановщика с клиентом удался, то и расстановщик, и клиент оказываются в состоянии своеобразного транса. Между ними возникает некая подсознательная связь: теперь и у клиента, и у расстановщика есть доступ к полю семейной системы клиента. Кроме того, между клиентом и расстановщиком существует согласие относительно темы расстановки и фигур, которые будут поставлены в начальной конфигурации.
Теперь пришло время поговорить о фигурках для расстановки.
Фигурки для расстановки
Существуют специальные комплекты фигурок или кукол, которые серийно выпускаются для расстановок с предметами… и которые мне категорически не нравятся какой-то своей безликостью и унифицированностью — даже если эти фигурки разноцветные, с подвижными руками и ногами, разного пола, возраста и т. п. Использование одного комплекта фигурок для любой расстановочной ситуации — есть в этом нечто такое, что противоречит моему страстному стремлению к индивидуальному подходу к каждой расстановке. Но это, безусловно, мои личные прибамбасы: я знаю, что многие расстановщики успешно используют в своей работе специальные комплекты фигурок, изготовленные серийно или на заказ.
Но зато меня очаровывает магия поиска и выбора предметов, которые заботливое Существование заранее, тщательно и вдумчиво собрало в данном помещении для данной конкретной и уникальной расстановки. И ведь эти предметы всегда находятся! Коробка из-под аудиокассеты, кофейная чашка, какая-то маленькая шкатулка, степлер, шоколадка, невесть откуда взявшаяся ракушка... и в каждом из предметов по ходу расстановки непременно обнаруживается некая индивидуальная особенность, характерная черта. И эти особенности и черты удивительным образом придают расстановке и открывающейся в ней истории какие-то новые измерения, некую новую глубину понимания, несомненное ощущение того, что все происходящее глубоко неслучайно. И в этом — одна из причин моей любви к расстановкам на фигурках.
Как я уже говорил, хорошо, но необязательно, если у фигурок есть «лицо», то есть, имеется явно обозначенное направление, в котором они смотрят. О том, куда обращен взгляд фигурки, мы договариваемся с клиентом особо. Например, коробка из-под аудиокассеты смотрит в направлении своей лицевой стороны (а вы еще посмотрите, что «случайно» оказалось изображено на этой стороне!). Чайная чашка смотрит в направлении своей ручки и т. д. Даже совершенно ровный камешек тоже начнет куда-то смотреть после того, как вы с клиентом договоритесь о направлении его взгляда…
Пару раз в моей практике глубина нашего совместного с клиентом транса оказывалась такой, что фигурки вообще не потребовались: мы оба просто увидели, что на столе уже стоят образы двух членов системы клиента. И все дальнейшее развитие расстановки происходило как бы в нашем общем с клиентом воображении, но одновременно и в пространстве на поверхности стола. Это было невероятно красиво!
Однако, я не думаю, что такое можно устроить нарочно. Это скорее милость, подарок от Мироздания. А при более обычном варианте развития событий я прошу клиента расставить выбранные нами фигурки — точно так же, как это делается в классической расстановке: молча, очень сосредоточенно и неторопливо, оставаясь в контакте с собой и своей семейной системой.
Замечу еще, что поскольку мы с клиентом к моменту начала расстановки пребываем в общем трансе, то, вообще говоря, совершенно неважно, кто из нас эти фигурки поставит. Но, опять-таки, всегда можно почувствовать, как правильнее поступить в данном конкретном случае.
И, наконец, сама расстановка
Итак, фигурки расставлены. Что дальше?
Первое, на что я обращаю внимание, это направление энергетических потоков. Поток энергии поля в расстановке может соединять фигурки, а может и разделять их. Поле может создавать барьеры, притягивать фигурки друг к другу, указывать для них направление движения… или как-то еще… И еще поле может очень отчетливо показывать, кого в этой картине не хватает. Так же, как и в «классической» расстановке с живыми заместителями, в расстановке с фигурками очень быстро становится ясно: на этом месте кто-то стоит. Конечно, в этом случае мы просто добавляем в расстановку недостающую фигурку. И обычно так же быстро приходит понимание, кто этот человек, и каким должно быть следующее действие.
Чаще всего расстановки на фигурках проходят, так сказать, «в два хода». Начальная конфигурация — как это выглядит сейчас. И в этой же конфигурации уже видна конечная расстановка фигурок — к чему «стремится» поле семейной системы, как оно «хочет», чтобы все выглядело. В этом смысле, у расстановщика, если он находится в контакте с полем, вообще нет никакого выбора. Это похоже на течение ручейка, в который в каком-то месте случайно (или неслучайно) упал камень — и началось наводнение. Работа расстановщика состоит лишь в том, чтобы увидеть этот камень. А еще в том, чтобы позволить себе и клиенту увидеть тот же ручеек без камня. Вот и все. Скажу больше: работа ведущего состоит вовсе не в том, чтобы убирать камни и расчищать русло — это было бы слишком высокомерной позицией по отношению к семейной системе. Просто помочь клиенту каким-то глубоким духовным зрением увидеть то, что хочет проявить система... Для меня суть расстановок именно в этом.
И поэтому очень часто достаточно просто описать клиенту начальную конфигурацию, помогая ему увидеть существующие в ней потоки и связи. Моя практика показывает, что сам клиент в большинстве случаев видит конфигурацию поля в довольно искаженной форме: некоторые вещи он не замечает, а некоторые ощущает в преувеличенном виде. О причинах таких искажений я уже говорил выше — клиент всегда эмоционально вовлечен. Просто потому, что это его родная система, к которой он принадлежит каждой своей клеточкой. А показатель квалификации расстановщика — это максимальная невовлеченность при максимальном присутствии. И эта невовлеченность заключается вовсе не в том, что расстановщик сознательно или бессознательно защищает себя от чужих эмоциональных потоков. Мастерство расстановщика, в идеале, заключается в полном согласии с любыми эмоциями, идущими из клиентской системы, с любыми событиями, которые имели в ней место. Только тогда он может помочь клиенту вступить со всем этим хоть в какой-то контакт. И конечно, это возможно лишь в том случае, если сам расстановщик прошел достаточно долгий и глубокий путь личной трансформации.
Я думаю, что из сказанного стало немного понятнее, насколько расстановка, сделанная клиентом самостоятельно, может отличаться от расстановки, выполненной совместно с опытным ведущим. И я вовсе не призываю ни в коем случае не работать с фигурками самостоятельно. Нет! Конечно, пробуйте! Кое-что вы все равно увидите, почувствуете и поймете — и часто с большой пользой для себя. Но разница, тем не менее, существует, и она очень велика. Именно поэтому опытный расстановщик, если ему самому нужна расстановка с фигурками на важную тему, всегда обратится за ней к другому расстановщику.
Однако вернемся к нашей расстановке. После начальной конфигурации в большинстве случаев можно сразу же выставить итоговое расположение фигурок. И снова можно помочь клиенту увидеть потоки, связи, изменения. Хотя очень часто оказывается, что ему уже все ясно…
Изредка возникает необходимость продемонстрировать клиенту какой-то альтернативный вариант (“что будет, если…”) — конечно, если это предложение идет из семейной системы.
Иногда бывает очень полезно предложить клиенту сохранить итоговую расстановку на несколько дней, перенеся ее куда-нибудь на подоконник или на книжную полку. И тогда несколько дней спустя клиент может заметить, что изменения в конфигурации фигурок и поля потихоньку продолжаются, и, возможно, ему захочется как-то поменять положение фигурок. Кстати, такая возможность — это довольно серьезный довод в пользу проведения расстановки на фигурках дома у клиента и, что называется, “из материала заказчика”.
И конечно же, описанная структуры работы с фигурками вовсе не является “единственно правильной". Каждый случай индивидуален — и существует еще масса способов и методов работы. Главное, чтобы все происходящее было в согласии с семейной системой клиента.
Автор: Андрей Степанов