Станция "Волоколамская" была построена на Таганско-Краснопресненской линии между "Щукинской" и "Тушинской" во второй половине семидесятых годов XX века. Обычная "сороконожка" - сборный железобетон и немного монолита по месту, она должна была обслуживать пассажиров новых жилых районов, планируемых к постройке на Тушинском аэродроме.
Но не сложилось - работы на станции прекратили до начала чистовой отделки, выходы на поверхность тоже не построили. Почти на четыре десятка лет станция метро превратилась в "призрака", будоражащего умы любопытных пассажиров и любителей прогулок по подземным объектам.
Шанс пофоткать на "Волоколамской" у меня был еще в 2003 году, когда я вовсю снимал речки на Зенит. Но не сложилось, на прогулку по подземным рельсам я попал без фотоаппарата, зато давал вредные советы своему спутнику, который свой Зенит с собой все таки захватил.
Так родилась знаменитая в начале двухтысячных годов "фотосессия в желтых тонах", кадры из которой на протяжении как минимум пяти лет были единственными широко доступными изображениями станции-призрака в сети интернет.
Как ни странно, они сохранились до сих пор - на отличном краеведческом сайте "Тушинский хомяк".
Но вот, распробовав съемки глубоких подземелий на "цифру", я решил вернуться на "Волоколамскую" и снять ее поподробнее и покачественнее.
Итак, на дворе 2005 год, с собой EOS 300D и пара объективов. После недолгого пути по рельсам и шпалам перед моим взором снова появляется ОНА:
Забираемся по лесенке на платформу.
Выходов на поверхность нет, но можно наоборот, спуститься ниже платформы!
Решаем осмотреть и подплатформенное хозяйство.
А вот и водоотливная установка, управляемая ртутными выключателями.
Что ж, станция хоть и "призрак", но все еще унылая "сороконожка", да еще и без отделки. Пора домой. На обратном пути можно немного поснимать путевое хозяйство.
Время ночных работ проходит, звучат звонки, подается напряжение на контактный рельс. Скоро прибудет первый поезд нового дня.
Прошли годы, старые планы по застройке Тушинского аэродрома обрели силу. Настал черед станции "Волоколамская" превратиться из легендарной станции-призрака в обычную станцию метро "Спартак".
Съездил и я посмотреть на "Спартак", потоптать бетон платформы сквозь новую красивую плитку.
Ничего общего с тем, как воспринималась станция 15 лет назад.
Одним глазком заглянул в тоннели, шпалы которых топтал много лет назад.
Буднично приезжали и уезжали поезда.
Полированные стены с футболистами призрачно отражали в себе окружающее пространство.
Это навело меня на мысли - да, станция-призрак в московском метро потеряна для потомков, но, если знать куда нажимать на фотоаппарате, можно запечатлеть поезда-призраки!
Вот и все. Я попрощался с призраками из юношеского прошлого и поехал домой. Хорошо иногда попадать в удачное время в удачное место.
Кстати, следующая моя съемка под землей снова произошла на станции метро. Но об этом я расскажу в следующий раз.
#волоколамская #тушино #спартак #призраки #подземелья