Найти в Дзене
Олег Чекрыгин

Разборка. Ев. Маркиона, глава 5

Оглавление

Восстановленное Евангелие Господне Маркиона Синопского, являющееся пресиноптическим текстом, можно читать он-лайн или скачать по ссылке:

https://www.rulit.me/books/evangelie-gospodne-evangelie-markiona-download-424086.html

ГЛАВА 5

ТЕКСТ:

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария,

называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; 8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит

слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но

которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.

19 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

20 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

21 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

22 Он спал среди плывущих, и встал, и запретил ветру и морю.

23 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

24 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

25 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

26 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

27 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

28 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

29 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

30 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

31 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

32 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

33 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

34 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

35 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

36 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:

37 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

38 Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его.

39 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 40 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он

шел, народ теснил Его.

41 И женщина, прикоснувшись к Нему, была исцелена от кровотечения; и Господь сказал: Кто прикоснулся ко Мне?

42 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

43 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

44 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

45 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему:

дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

46 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

47 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

48 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 49 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

50 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 51 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

52 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

РАЗБОРКА:

1 После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, 2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, 3 и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.

12 упомянуты исключительно с поверьем, что Иисус избрал 12 учеников по числу колен Израиля – смешное предположение, поскольку это имело бы символический смысл, если бы взял по одному от колена, а они вообще были галилеяне-язычники и было их не 12. Из упомянутых женщин Мария (предп. – Магдалина) упомянута в Фоме114 как постоянная спутница Иисуса и конкурентка апостолов в близости к Нему, и некая Саломея (61), как его ученица. У Иоанна упомянуты опять-таки Мария Магдалина, Мария Клеопова, сестра Матери Иисуса, что маловероятно по одинаковому имени. Никаких других женщин эти наиболее древние и достоверные источники не упоминают. Ни о каком домоправителе Иродове Хузе в «Иудейских древностях» Флавия не упоминается, а тем более о его жене Сусанне – скорее всего это вымышленные персонажи. Невозможно представить себе чтобы замужняя жена сановника, да и вообще жена, собственность мужчины или девица, собственность родителей, шлялась по стране с бродячей компанией мужчин – такой могла быть только блудница. Так что сведения об этих и «многих других» только обличают полную неосведомленность автора, его некомпетентность в теме.

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: - очевидность условности подобных конструкций не нуждается в комментариях

С 5 по 15 притча о сеятеле ср. с Фомой9: Фома не опускается до разъяснений, все и так понятно; Маркион начинает разжевывать, предварив выспренним «вам дано знать тайны ЦН» - если кто ожидал откровений тайнознания, будет разочарован. В общем, списано у Фомы и снабжено пресным гарниром банального толкования, что на Иисуса непохоже.

16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.17 Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.18 Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Ср. Фома 5-6,33, первоначальный смысл упрощен до банальностей, речение странно противоречит только что сказанному «вам дано… а прочим… так что не разумеют». То есть речения подобраны вроде в связке но прямо противоречат друг другу.

19 И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.20 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его. Ср. Фома99. Указывает на конфликт с семьей.

Далее 21-37 происшествие с гадаринским бесноватым я считаю полностью вымышленным, поскольку оно не отвечает выработанному мной критерию: Иисус, будучи Сыном Божиим не мог не знать, что никаких бесов и прочих сказочных языческих персонажей не существует. Обращает на себя нелепое упоминание «Он спал среди плывущих, и встал, и запретил ветру и морю», явно взятое из Иоанна и вставленное сюда для умножения чудес.
И еще одно: «все стадо бросилось с крутизны в озеро и потонуло» - в окресностях Гадары нет ни гор, ни крутизны, там совершенно плоский берег.

38-52 Воскрешение дочери Иаира. Сразу вызывает недоверие принадлежность Иаира: начальник синагоги. В Галилее языческой не было ни иудеев ни их синагог до времен 1 иудейской войны, когда после разгрома Израиля и разрушения Иерусалима евреи бежали в опустошенную римлянами галилею и начали селиться там. А тут вдруг кого ни возьми – сразу начальник синагоги. По времени написания (2-й век) подобные свидетельства малодостоверны в принципе, и скорее всего являются благочестивым вымыслом.

Вывод:

Глава5 представляет собой полностью вымышленный поздний конструкт, соединяющий некоторые эпизоды и речения заимствованные из Фомы и Иоанна и упрощенные в целях иудаизации. Ничего особо ценного как свидетельства очевидцев, почерпнуть из этой главы возможным не представляется.

Источники: Ин., Фома9, 5-6,33

Олег ЧЕКРЫГИН

https://pravtoday.ru/razborka-ev-markiona-glava-5/