6,1K подписчиков

25 лет убийству Али Анцухского

3,6K прочитали
На фото: Али Анцухский.
На фото: Али Анцухский.

Ровно 25 лет назад в центре г. Баку рядом с Молоканским садиком прогремело несколько выстрелов. Весть об убийстве одного из самых влиятельных людей в Азербайджане, негласного лидера аварцев Азербайджана, депутата Милли Меджлиса Али Анцухского произвела эффект разорвавшейся бомбы.

Али Анцухский родился 1 июня 1946 года в селе Махамалросу (Магамалар), ныне Балакенского района АзССР. Был лидером аварцев Закатало-Белоканского региона Азербайджана, был политической фигурой регионального уровня. Этот регион исторически носил название Джар, или Джарский регион. В его доме в Белоканах можно было встретить многих лидеров с Северного Кавказ 90-х годов. Депутат обладал большим влиянием в своем регионе, и его каждое слово в эпоху беззакония – пору ураганных 90-х – было законом. Именно благодаря Али Анцухскому неоднозначная ситуация в одном из самых сложных регионов страны была удержана под жестким контролем, - вынуждены признавать в эти дни СМИ Азербайджана, старающиеся обычно замалчивать проблемы неазербайджанского населения страны. Рамазан Абдулатипов вспоминает, что в 90-е годы их вместе с Али Анцухским принимал Гейдар Алиев для обсуждения проблем аварцев Азербайджана. Однако в 26 февраля 1996 года он был убит в Баку на взлете своей политической карьеры.

Азербайджанский правозащитник Эльдар Зейналов позднее так комментировал его убийство в газете «Эхо»: «Али Анцухский открыто опасался кары со стороны властей и подстраховался от ареста, став депутатом парламента. Долго не решался приехать в Баку и был убит в первый же приезд после парламентских выборов». Симптоматично, что после политического убийства Али Анцухского азербайджанское руководство старается не допускать появления нового политического лидера аварской общины Азербайджана, как и лидеров общин других дагестанских народов – лезгин, цахуров и рутульцев. При этом, вопросы, которые ставил и решал депутат, не потеряли своей актуальности и в настоящее время, спустя 20 лет после его гибели. И эти вопросы касаются сохранения дагестанских народов внутри Азербайджана, а также их связи с самим Дагестаном.

Чтобы понять роль Али Анцухского в реалиях постсоветского Азербайджана, стоит вспомнить, что на севере Азербайджана проживает большое количество дагестанских народов – аварцев, лезгин, цахур, рутульцев, земли которых были переданы Баку с созданием советского Азербайджана. Известный аварский общественник Асхабали Махмудов утверждает, что в Закатальском и Белоканском районах Азербайджана проживают более ста тысяч аварцев. Но официальный Баку значительно занижает эти цифры. «По официальной переписи Азербайджана, в данных районах проживают лишь 42 тысячи аварцев. Если по переписи 1896 года, проведенном немецким историком Коцебу, в Закатальском и Белоканском районах жила 41 тысяча аварцев, то за век с лишним не было никакого прироста местного населения?», - вопрошает он.

На фото: Али Анцухский.
На фото: Али Анцухский.

Происходят, с его слов, и другие процессы. Проводится насильственная азербайджанизация местных коренных народов. Например, в мононациональное аварское село Верхнее Тала переселили азербайджанцев, и на сегодняшний день 98% населения данного населенного пункта — азербайджанцы, - отмечает Махмудов. «Проводится политика выдавливания местных коренных народов с мест их многовекового проживания, политика уничтожения национального самосознания и идентичности этносов. Если родители идентифицировали себя аварцами, лезгинами, то их дети нередко попадают под ассимиляцию и указывают себя азербайджанцами.

В силу этих причин аварское населения Джарского региона день ото дня уменьшается, так же как это происходит с лезгинами, цахурами. Так как по всем каналам на местное коренное население оказывается давление, этнические дагестанцы вынуждены мигрировать в страну, в которой они могут реализовать себя, в Россию. Увеличивается трудовая миграция в Россию. В Джарском регионе — живописная природа, плодородные земли. На место переселившихся в Россию аварцев в регион переезжают азербайджанцы, обосновываются там. Если такая политика продолжится, джарские аварцы могут попасть в Красную книгу для людей», - утверждает он в интервью «Кавказской политике».

Проблемы аварцев в Азербайджане столь многочисленны и затрагивают столь широкий спектр вопросов, что нуждаются в специальном монографическом исследовании, - рассказывает известный исследователь аварской истории и культуры Марко Шахбанов. «В сфере образования главным вопросом является преподавание аварского языка, вернее, его отсутствие в 70% аварских, по национальному составу учеников, школ Азербайджана - к примеру, в таком большом селении, как Эхеди Тала, с восьмитысячным населением и тремя средними школами. В начале 90-х годов здесь начали преподавать аварский язык, но после нескольких дней обучения силами районной власти и спецслужб это было запрещено. Да и в тех школах, где аварский имеется в качестве факультативного предмета, он преподается лишь 1-2 часа в неделю, чего явно недостаточно. К тому же лишь около 10% учителей аварского языка имеют специализированное образование. Не хватает учебников. Дагестан может как подготовить кадры, так и обеспечить учебниками, но Баку против и того, и другого», - рассказывает эксперт.

Фактически власти Азербайджана действуют против общественных деятелей, поднимающих тему аварского языка, - утверждает Шахбанов. Культура в таком же положении. Ежегодный фестиваль аварской культуры в Закатале, проводившийся с 1992 года, в 1998 году был запрещен. Тогда полиция арестовала около 30 аварцев. Аварское общество имени Имама Шамиля под руководством Магомеда Исаева почти ничем не занимается. Министерство юстиции под разными предлогами не допустило регистрации общественной организации «Дир Ватан» («Моя Родина»). В результате такой политики властей, с его слов, в Закатальском районе не осталось аварцев на руководящих постах, ни одного аварского бизнесмена даже средней руки. По этой причине аварская община Азербайджана все настойчивее поднимает вопрос самосохранения народа в условиях чиновничьего давления. При этом Марко Шахбанов напоминает, что между простыми азербайджанцами и аварцами, конечно, каких-либо разногласий нет – большинство этих вопросов возникает на государственном уровне.

Источник: здесь.

Примечание: биографическая статья написана по материалам из открытых источников.