Сейчас невозможно помыслить нашу жизнь без образования. Современный человек тратит на него от десяти до двадцати лет свой жизни.А от того каким оно будет (плохим или хорошим) во много зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу поговорить про то, что вообще такое современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять? Так же мы посмотрим какие виды, уровни и ступени имеются в нашей системе образования, чтобы понять, каких высот в этом деле можно достичь.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.
Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.
В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы ».
В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.
Условно образование можно разделить на уровни :
Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Зачем нам учиться? Чтобы благоприятно вписываться в господствующий уклад общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются, благодаря схожему мировоззрению, менталитету и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
- воспитательная – привитие индивиду морально-нравственных ценностей, культурно-исторического опыта и правил поведения;
- образовательная — собственно обучение;
- социализация – вхождение в социум и успешное пребывание в нем;
- подготовка профессионалов , которые будут работать на благо страны, повышать качество жизни.
- приобщение к новым технологиям и другим культурам.
Есть и другие варианты классификаций функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить такие составляющие:
- Экономическая — государству нужны грамотные специалисты, которые смогут покрыть потребности трудовых ресурсов во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
- Социальная — стране нужны люди, способные трудиться в коллективе и хорошо ладить друг с другом. Без социализации (что это такое?) никак не обойтись. Начинается она в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурная — передача будущему поколению всей накопленной за века культуры, опыта, традиций и мировоззрений. Не зная прошлого невозможно построить будущее.
Более развернуто все это представлено чуть ниже:
- социально-культурные , включающие развитие духовности общества:гуманистическая;
социальный контроль;
распространение культуры в обществе;
воспроизводство социаьных типов культуры;
инновации в сфере культуры;
формирование и воспроизводство общественного интеллекта;
формирование ценностных ориентаций;
воспитательная функция;
обучающая функция;
социализация личности. - социально-экономические , формирующие и развивающие интеллектуальный, научно-технический и кадровый потенциал общества:формирование профессиональной среды;
перераспределение ресурсов;
социальная селекция (что это такое?);
профессиональный отбор;
активизация социальных перемещений;
функция социального и культурного изменения;
профориентационная работа. - социально-политические , позволяющие обеспечить безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, куда входят учреждения (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс предполагает 3 ступени образования:
- Дошкольное – ясли, детский сад, развивающие кружки.