Найти тему
Сказки Чёрного леса

Порча на старость. Сказ про зря потраченное время

- А ну, малышня! Чего развопились? – рявкнул на пацанов голозадых дед Агний. – На пустяках ругань устраивать. Чего вы друг другу пустыми словами угрожаете, коль делать ничего не собираетесь. Ваш визг поросячий аж в хату мою врывается. Брага из-за вас скиснет. Вон, ласточек напугали. Коль словом кидаешься, что уши надерёшь ему, так дери, а не пустобрёхом славься. А ты, чего впустую угрожаешь? Сказал, что поколотишь, так колоти! А нет, так заткнулись, помирились и разошлись. Нечего друг у друга время воровать и пустыми словами бросаться, а то обернутся не успеете, а так всё время свободное и растратили.

Малышня присмирела. Агний, старик суровый был, но, пустого никогда не говорил. Что не слово его, то начало новой сказки. А что не сказка, так быль, что науку преподносила. Да только ведь тут дело такое, серьёзное. Поссорились голозадые из-за того, кому дудочка больше принадлежит, что в траве валялась. Вот и ругаться начали, грозились друг дружку кулаками проучить. Да только на словах всё.

- А чего это, дед Агний, время то мы воруем? Оно же не чьё. Вон его сколько. – шмыгая носом пробормотал один из пацанов и погрозил кулаком второму.

- Я тебе потом таких сухариков под зенки твои наставлю, будешь как пчёлами покусанный! – злобно ответил второй.

- Так наставь! – рявкнул старик. – Чего зря словами бросаешься? Делом подтверди! А нет, так за зубами язык держи, пока зубы те у тебя есть! А то случится с вами беда, как с бабкой Зоряной, что коз держит.

- С этой ведьмой старой? Да её любая беда стороной за сто шагов обойдёт, связываться с ней не захочет? – засмеялся один из мальчишек, а второй подхватил веселье.

- Старой? Да она не всегда старой была. Молодая была красивая. – Агний поставил на завалинку кружку до краёв наполненную брагой и мальчишки поняли, что сейчас будет очередная история.

-2

Пустые слова, да настоящая беда

Зоряна с детства склочной была. Чуть что не так, не по ней, никогда на уступки не шла. Зацепится языком за пустяк какой и скандалит. От того и дети с ней не шибко водиться любили.

Начнут в чумную тряпку играть, так пока она увёртывается, игра по ней, весело. А как тряпкой прилетит, так сразу все и не правы. Не считается, не так кинули, переигрывать надо. Ну и остальные дети тоже не хотят за зря неравенство такое терпеть. Тряпкой пометили, так будь добра, играй по правилам. А ведь нет. Она стоит, доказывает. Время то, что в игру могло пойти, за зря тратит. А там уже и у остальных веселье пропадает и играть не хочется. Начнут расходиться, так Зоряна ещё и обзывать начинает всех, что как запятнали тряпкой её, так и игру закончили.

Да и дома также всё было. Отец попросит миски помыть, а та полдня будет крысой ходить, объяснять, что не честно это. Что как ей мыть, так миски всегда сильнее всего запачканные. И вроде работы там начать да кончить, на два ковша воды. Так ведь до вечера будет тянуть.

Годов десять ей исполнилось, как в такой же ссоре с мальчишкой одним начала ему угрожать, что он себе ноги переломает. И поссорились из-за пустяка. Дорогу на тропе он ей не сразу уступил. Промолчала бы и мимо прошла, так не по нутру. Битый час с ним крысилась. И дело не в том, что важно ей было по тропе пройти. А в том, что нравилось ей доказывать свою правоту, доводить собеседника до того, что бы уже на всё согласился, лишь бы отстала. Да так вышло, что двумя днями позже мальчишка тот с дровника спрыгнул неловко и обе ноги сломал. Обвинил Зоряну, вроде порчу она на него наложила. Слух этот быстро разлетелся. Да только он самой девке так по вкусу пришёлся.

С тех пор, как затеет с кем такую ругань, и коль не получается на своём настоять, так угроза порчи козырем была. Не соглашается кто с её правдой, так у неё один ответ, мол порчу наведу, прокляну. Или если спорить с ней не хотят, так тоже такую угрозу в спину кинет.

Ну, так и росла. Хоть дружить с ней особо никто и не хотел, да ей неплохо было. Дружба обычная не интересна ей. И, опять же, коль надо, всегда под угрозой несчастья наслать, можно и подруг вокруг себя собрать, и парней. Дружат из чувства страха, потакают ей во всём, соглашаются. Лишь бы чего не случилось. Да всё одно то тут, то там она скандалы на пустом месте разводит и время в пустую на них тратит. И считала она, что всегда так будет. А любовь других ей и не нужна была. Ей даже приятно было, что боятся её, не любят. Сама себя в том, что сила у неё есть, убедила. А коль сила есть, так и правда за ней. Оно ведь как? Правда вся в силе кроется. Кто сильнее, тот и прав.

Восемнадцать ей исполнилось. Красивая стала, что старики заглядывались. Да только спеси ещё больше стало. И в аккурат на день рождения её ярмарка у нас тут, недалеко, раскинулась. Пошла Зоряна повеселиться, пару девок с собой завлекла. Надо же кому-то вокруг неё плясать и восхвалять.

Гуляют, смотрят, сладости покупают. А тут лоточник красивые украшения для волос продаёт. И очень одно украшение приглянулось ей, да только его какая-то женщина уже купила. Деньги продавцу уже отдала.

- Уступи! – потребовала Зоряна.

- Чего это? Мне самой заколка эта приглянулась. – ответила женщина.

- Мне оно раньше приглянулось!

- Так чего же ты раньше не купила.

- А я сейчас хотела купить. Я решаю, когда и что мне покупать!

- Ну, время ушло, заколку я уже купила. – говорит женщина и уходить собралась. Но Зоряна не унимается. Перед ней на пути встала и требует, что бы та заколку ей уступила.

- Тебе всё равно она не пойдёт. Ты старая для таких украшений.

- Не на много старше тебя. Да и ты не волнуйся, годы быстро пробегут. – засмеялась женщина.

- Я ведь не отстану! Уступи заколку!

- Да по какому такому праву я уступить её тебе должна? – спрашивает женщина, а Зоряна аж ликовать внутри начала. Знать надолго сейчас противостояние затянется. Уже предвкушать начала, как нервы незнакомке вытреплет, а та и сдастся.

- Да по такому праву, что я моложе, красивее, и живу я тут близко. А ты тут чужая! – гордо заявила девка.

- Тоже мне. Разве же это право. Это дурь в твоих мозгах куриных, а не право! Не отнимай время у меня, да своё напрасно не трать. Лучше с пользой его проведи. Пока напраслину тут наливаешь, ярмарка закончится. – промолвила женщина, повернулась и уходить собралась. Да только это Зоряне как гвоздь под пятку. Как это так, ругаться с ней не хотят.

- А ну стой! – закричала она и схватила незнакомку за руку. – Да я на тебя порчу сейчас нашлю. Прыщами покроешься!

- Так давай. Насылай. – отвечает незнакомка не поворачиваясь.

- И нашлю! Я ведьма!

- Так я жду. Насылай!

- И нашлю! – закричала Зоряна, а сама аж покраснела от злобы. Ишь ты, какая-то баба дерзкая ей поперёк говорит, да ещё и смеётся над ней. От злости за косу схватила незнакомку и дёрнула. После такого-то точно скандал будет.

Стоит Зоряна и предвкушает, как женщина эта сейчас разозлится и начнёт кричать, истерику показывать. Может даже драться полезет. Да только та медленно обернулась.

Смотрит девка, а у незнакомки улыбка широкая, будто радость какая случилась. Глаза жёлтым пламенем горят. Смотрит она на девку, улыбается. А вокруг них время застыло. Люди не галдят, птицы не щебечут. Всё неподвижное, как из белого камня вырезано. И нет ничего дальше. Только белизна одна пустая.

- Так значит, порчу, ты на меня нашлёшь? А чего же медлишь? Или ты только пустые угрозы кидать можешь, да время чужое тратить почём зря? – говорит женщина. – А я вот время ценю. Пусть его у меня и больше, чем у всех остальных. И мне не нравится, когда другие его не ценят. Тебе бы смолчать, да я бы и забыла. Но больно ты и своё время не ценишь, раз на пустом месте столько его потратила на глупость. Ну, раз оно тебе не нужно, обменяю его на заколку.

Подошла женщина вплотную к девке, а та и шевельнуться не может. Горящие глаза жёлтые как приковали её к земле. В волосы ей незнакомка заколку ту вдела и шепчет на ухо слова странные.

- Коль время чужое не ценишь, знать и своё не бережёшь. Забираю у тебя всё время не нужное. Стареть тебе за один день на один год. И будет так, пока ты времени оставшемуся лучшее применение не найдёшь и хотя бы один человек тебя за это не поблагодарит. Живи, да меня, Бажену вспоминай. – прошептала, в губы девку чмокнула и вроде всё исчезло.

Стоит Зоряна, глазами хлопает. Вокруг народ шумит, ярмарка полным ходом. Вроде почудилось всё это. Никакой незнакомки, что Баженой представилась, и нет. Только вот, заколка в волосах. Как то на сердце не спокойно стало, да и решила Зоряна домой отправиться.

День прошёл, другой и третий. Уже и забылось. К привычной жизни вернулась девушка и как прежде, всё ищет, с кем бы поссориться, да так, что бы подольше. Что бы наслаждение получить. Когда запросто удаётся, но чаще стороной её народ обходить старается. Мало кто хочет своё время терять, да ещё и скандалить.

Проснулась как то Зоряна утром, а что-то и колени ломит, и спина болит. В отражение посмотрела, вроде не выспалась совсем. Лицом уставшая. Ну, да ладно. Прихорошилась и по своим делам. Да только видит, что народ на неё странно смотрит. Шепчется. А как девок начала спрашивать, так те и говорят, что морщины на лице у неё появились. Вроде состарилась она на десяток лет за десять дней.

А дальше хуже стало. Начала девка замечать, что каждое утро вроде как старше она становится. Всё больше морщин, пятен на коже. Руки уже не такие гладкие, щёки не такие румяные и глаза не такие ясные. Дней пятнадцать прошло, а она уже как старуха тридцатилетняя, что для неё ужасно.

И каждый вечер спать она ложиться в страхе, что утром ещё старше проснётся. Каждый вечер в голове её слова Бажены струнами натянутыми звенят. Как есть, ведьмой та была и порчу наслала.

К концу луны, уже и с кровати не так просто встать. Скрипит всё, болит. В груди хрипы, в животе бурчит постоянно. Спину уже так запросто не выпрямить, голову гордо не поднять.

Начала она слова ведьмы в голове крутить и к выводам пришла. Знать, надо кому-то помочь чем-то, что бы её похвалили за время потраченное. Тогда и снято будет проклятье это, и молодость вернётся.

Первым делом к подругам прибежала, рассказала всё. Да только те шарахаются и хихикают. Дескать, ты чего это, старуха, к молодым суёшься? Время у них на свои проблемы отнять пытаешься. И никакая ты не ведьма, а просто дура старая, что молодость на заколку променяла.

- Да давайте я вам чего-то сделаю полезного, время своё потрачу. А вы меня похвалите. – говорит Зоряна.

- А нам ничего не надо. Не надо нам время твоё тратить. У тебя его и так не много осталось. – смеются подруги.

- Да я на вас порчу нашлю. Состаритесь! – в сердцах закричала Зоряна, да только девки пуще прежнего засмеялись.

Пошла она тогда по деревне смотреть, может кому чего сделать надо. Увидала соседку у колодца. Подковыляла и давай ведро из рук вырывать, дескать, поможет донести. Да только так рьяно, что всю воду и расплескала. Накричала на неё соседка, а Зоряна в ответ её обругала. Мол, я тут время своё трачу, хоть бы спасибо сказала.

Домой пошла, отцу помочь. Да только тот на дочь сочувственно смотрит, вздыхает. Грустно наблюдать, как дочь так быстро состарилась и дрожащими руками портки стирает. Сказал, чтобы не тратила время своё зря и отдыхала.

Каждый день она пыталась хоть где-то преуспеть, что бы порчу снять с себя. Да только никому её время не нужно было. Все своим справлялись. И каждый день её всё труднее и труднее было по деревне ходить. Ноги болели, руки тряслись, глаза плохо видеть начали, слух угасал. А меж тем, вредность её никуда не девалась, только ещё больше выпирала.

И вроде понимает, что не надо бы с людьми ссориться на пустом месте, а сделать с собой ничего не может. Остановится, поздоровается. А как видит, что не хочет с ней сосед долго разговаривать и уж точно не собирается благодарить за то, что минутку она ему уделила на беседу, так и начинает бубнить и хамить. А то и пустыми словами кидаться, дескать, и ему воздастся.

И вот, уже и мысли про смерть начали посещать. Сидит себе на завалинке, старухой себя ощущает. И кажется ей, что молодость очень давно была. Льёт слёзы, глядя как подруги, в окружении парней, по деревне гуляют и хихикают, ей заприметив. Да только чего тут поделаешь.

- Эх, было бы времени больше. – шептала Зоряна слёзы утирая.

Ковыляет она как то по деревне и мысли её все о том, как хоронить её будут. Да только слышит, плачет кто-то. Глядь, а у соседки на дворе ребёнок сидит и рёвом ревёт. Мамка отлучилась куда-то, а малец упал, и колено расшиб. Вроде не страшное дело, поревёт и перестанет, можно и мимо пройти. Да Зоряна остановилась. Чего уж время своё беречь, если и так его не осталось. Не надышишься перед смертью.

На двор соседский заковыляла, начала с мальцом разговаривать. А тому и весело стало, про рану свою забыл. И вроде бы домой идти можно Зоряне, да сил нет. Сидит на лавке и с малышом болтает. Ну а заодно и коленку ему промыла, платком перевязала.

Болтает, а сама грустит, что не суждено ей самой детей родить. Что обменяла жизнь свою на заколку. Потратила на глупые склоки, на спесь свою. Да так до заката и просидела. А на закате мамка мелкого явилась из леса с полным лукошком малины.

Рассказал малец матери, что коленку расшиб, да добрая бабушка ему помогла, ещё и сидела с ним, чтобы не скучно было.

- Спасибо тебе, Зоряна, что время своё потратила. Если что надо, ты говори. – поблагодарила женщина старуху. Да та как услыхала слова благодарности, вроде и силы сразу вернулись. Сорвалась и домой так быстро, как могла, помчалась. И с каждым шагом будто молодость возвращается. И колени не так уже болят, и глаза будто лучше видят.

Остаток пути уже хоть и задыхалась, но бежала. Верила, что вот глянет в отражение своё и молодая вновь она. Вот подруги удивятся. Но уж, она теперь умная. Не станет за так время тратить.

-3

Враки всё это! Не верю я в порчу!

Пацаны дослушали рассказ деда и переглянулись.

- Да ну. Враки всё это. Не верю я в порчу. Обычная старая бабка она, вредная и злая. – заявил один.

Старик отхлебнул и задумался на миг. – Так не всегда же бабкой была. Была раньше молодой. А так, все стареют со временем. Даже я однажды состарюсь! – хихикнул Агний. - Вот твой отец тебя заделал, когда ему сколько было? Годков пятнадцать. А Зоряне тогда восемнадцать едва исполнилось. Только теперь отцу твоему и двадцати трёх нет ещё, а Зоряна старуха дряхлая. И кто знает, может и помрёт вскоре.

- Да ну. Не бывает так! – заявил мальчишка. Обманываешь ты.

- А я говорю, что бывает! – рявкнул дед. – Порча на ней. Время людское не ценила, своё не берегла, да и словами зря кидалась. Вот и поплатилась. У отца своего сегодня спроси, он и расскажет, что как малым был, они вместе с Зоряной в тряпку чумную играли. Ну а коль не верите, так продолжайте дальше, за зря время своё и чужое тратить. Да только ведь неровен час, Бажена с проклятой мельни и до вас доберётся.

- Так, а чего порча тогда эта не пропала, если её поблагодарили? Значит не правда!

- Как это не пропала? Пропала порча. Перестала Зоряна стареть ежедневно. Да вот только время потраченное, это как вода, которая в песок ушла. Обратно не собрать.

Мальчишки ушли со двора Агния вместе. Они молча шла по деревни и наконец, один из них протянул дудочку.

- На. Ты всё-таки её первый приметил. Пусть у тебя будет. – сказал он.

- А ты там играть позвал меня. Так бы мы её не нашли. – ответил второй. – Давай по очереди в неё дудеть будем?

- Давай.

- И чего мы сразу так не решили, а столько времени потеряли?

- Не знаю. Дураки.

-4

Если вы впервые на канале, то сообщаю, что сказок тут много. Весь список найдёте посетив Путеводитель по Чёрному лесу .

В ЧАТ заходите. Так вы будете своевременно узнавать о новых публикациях.

Подписывайтесь, друзьям и знакомым рассказывайте. Впереди ещё много всего интересного.

Лайки и комментарии приветствуются.