Уж сколько слов было хвалебных и не очень (заслужено и не очень) об инклюзии. В основном, конечно, ругают. Ругают бессилие школ (образовательные организации не могут отчислять детей, без согласия родителей нельзя заниматься даже психологу, невозможность на практике реализовать адаптированные программы), отсутствие кадров, да много всего...
Часто мы слышим фразы типа "общество не готово", "дети не готовы", "педагоги не готовы". Мы пока не готовы.
Штука, наверное, в том, что с нашим менталитетом мы никогда не будем готовы заранее. Вот когда ребенок с ОВЗ приходит в школу, тогда мы и начинаем наблюдать чаще всего два пути: либо школа меняется, либо старается "выжить" его из своих стен. Оба пути не просты и тернисты, оба могут сопровождаться конфликтами различных участников образовательных отношений, в которых могут быть неправы обе стороны. Сегодня пост не об этом. Сегодня я хочу проанализировать одну статью, на которую наткнулся в дзене.
Суть заключалась в том, что один "особенный", как выражается автор, ученик запустил стулом в преподавателя. И главная проблема, по мнению уважаемого учителя, в том, что ребенок этот "восьмого вида", а учится в обычной школе.
Ну для начала я хотел бы развести эти проблемы. Запульнуть в учителя стулом - штука непозволительная ни для кого. И делать акцент здесь исключительно на статусе ребенка по его здоровью - это самое лёгкое объяснение произошедшего.
В комментариях там тут же появились рассуждения по поводу того, что дети такие должны обучаться в специальных школах. Я согласен, что в отдельных образовательных организациях, реализующих АООП, созданы все условия для освоения соответствующего таким детям уровня образования. Однако, причин, по которым такого ребенка родители решают отправить в обычную школу множество. Одна из них - как раз -таки закрытие коррекционных школ в регионах нашей необъятной. Во многих городах просто нет таких школ.
Вернёмся к статье. Сразу обратим внимание на то, что автор позволяет себе называть детей с интеллектуальными нарушениями понятием "дети восьмого вида". Ранее специальные школы для обучающихся с умственной отсталостью назывались "школы 8 вида" (всего было как раз 8 видов для разных нозологий). Так вот , назывались именно школы, а не дети. Ну а если учитель не удосужился изучить матчасть, то это говорит лишь о том, что не заинтересован он в результате своей работы. Если такие учителя привыкли обозначать людей номерами, то для их удобства назовем их "учителя второго сорта". Им свойственно не учиться работать с детьми с разными потребностями, а говорить "в институте меня этому не учили".
Согласен, что бывают случаи, что родители не идут на ПМПК или не приносят заключение комиссии в школы, но тогда мы и не в праве вообще говорить о том, что это ребенок с ОВЗ. А если уж родители принесли заключение, то будьте добры в школе создайте специальные условия материально-технические, учебно-дидактические, кадровые. Нет денег? Требуйте в Управлении образования, Министерстве и т.д. Но гораздо проще для начальства всё валить на конкретного учителя, который оказывается "зажат в тиски". С одной стороны - давят родители, с другой - руководство. А учителю в этой ситуации удобнее всего крайним выставить ребенка. Не всем учителям, конечно, а только учителям второго сорта.