Когда в нашей семье появился Йорек, порода самоед еще не была так распространена, как сейчас. Пройти по улице спокойно не представлялось возможным. Нас останавливали, нами восхищались, нам задавали вопросы. Вопросы были настолько типичны, что через пару дней у меня уже был заготовлен типичный ответ. Я поняла, что в таком положении все владельцы собак этой породы, когда на юге увидела мужчину, принт на футболке которого гласил:
Это не мишка
Это не лайка
Это самоед
Нет, он сам себя не ест
Черных самоедов не бывает
Правда, к нашему списку добавлялся еще один ответ: нет, он не бедный Йорек, он назван в честь Йорека Бирнисона - самого благородного из всех Панцербьёрнов.
К подобному любопытству я относилась с пониманием - очень сложно пройти мимо, когда видишь настоящее чудо! Хотя были и такие (их очень немного) которые с опаской переходили на противоположную сторону улицы. На морозе шерсть пушится, и собака визуально становится еще больше! Это чистый обман!) Вот как выглядит самоед в ванной:
В жизни каждого ребенка наступает момент, когда ему очень, очень-очень нужна собака. Не пропустила эту фазу развития и я. Как принято, родители были на стороне здравого смысла. А я все- таки надеялась. Собирала вырезки из «Костра», были у меня закладки в энциклопедии по биологии на всех страницах, где упоминались собаки и т.д. и т.п все это проходили, думаю. Про самоеда я знать ничего не знала – известные породы на тот момент были : овчарка, дог и водолаз. Самые продвинутые знали московскую сторожевую и болонку. Кстати, болонками называли всех маленьких пушистых собак. Во всяком случае, так было принято у детей.
Но все-таки я хотела именно самоеда. Объясню почему. Однажды, к моей тете приехала свекровь - бабушка интеллигентная, строгая и большая любительница фарфоровых статуэток. Естественно, отправляясь на север, она купила фигурку, изображающую девочку в малице с собакой. Девочка гладила пса по голове, он доверчиво тянул мордочку к лицу, хвост калачиком, огромный пушистый воротник. Лайка, подумала я. И очень захотела лайку. Но родители все-таки лайку не захотели.
Прошли годы, мои старшие дети вступили в непростой период острой необходимости собаки. Я хоть и была на стороне здравого смысла, но очень недолго. Единственным моим требованием было – собака должна быть не простой, а самоедской (про гулять, кормить, чесать опустим, это само собой) Единственным требованием детей было – уговорить папу. Папа уговорился в последний день нашего пребывания в Москве, но щенок был уже найден нами заранее, оставалось добыть его из соседней области. Заводчица обещала привезти его на следующее утро. Дело было сделано!
Щенок выглядел плохо. Я хоть и не ярая собачница, но поняла, что содержался он явно не в лучших условиях. Грусть – можно было списать на разлуку с мамой, но желтые пятна вокруг ушей и хвоста (простите за подробности) нет. И все-таки, он уже был наш. Когда я взяла его на руки, стало плевать и на пятна и на колтуны. К тому же дети очень боялись, что сделка провалится, и я не могла их подвести. Ехать до дома нам оставалось 2000 км. Получив от заводчицы последние ЦУ: не заглядывать в уши, и не давать в пути больше трех комочков корма в день, а от сестры коробку, в которую посадили щенка, мы отправились в путь.
В коробке малышу явно было не по себе, он скулил и вертелся, пришлось взять его на руки. Он прижался ко мне и с благодарностью начал лизать лицо. Я поняла, что пропала. Я влюбилась в этот комок шерсти с черной улыбкой. Так мы и ехали, я боялась дышать на него, так как была простужена, а он боялся потерять человека. Для самоеда – это конец.
Мы старались останавливаться почаще, не знали, нужно ли ему в туалет или нет. Оказавшись на жухлой траве, он кричал от страха и вертелся как волчок, видимо его никогда не выпускали из вольера. Все измучились. И только к вечеру, когда мы уже далеко уехали от слякотной Москвы, выпал пушистый снег.
Мы остановились размяться. Вокруг темнота, пустынная дорога, и только фары выхватывают кусочек заснеженного поля. Мы старались заставить щенка побегать, ведь он целый день сидел на руках. Мальчишки отнесли его на край светового пятна и вернулись к машине. Все стали звать его: Ёжик, Ёжик (заводчица сказала, что всех своих щенков так зовет… странно) И он побежал.
Щенячий пух в снегу распушился, и Ёжик катился как белый мяч, он тонул в мягком снегу, снежинки искрились в свете фар – это было умилительно и волшебно. И меня посетила тоскливая, мелодраматичная бабья мысль: «Я всегда буду вспоминать этот момент, даже когда его не станет» Глупо да? Но я, в самом деле, очень часто вспоминаю этот момент…
На следующий день мы перебирали имена, на ум приходили всякие банальности типа: пушок, снежок, сахарок и пр. В документах его имя начиналось со слова Принц. Возможно то, что он «королевских» кровей натолкнуло нас на мысль о короле бронированных медведей Йореке Бирнисоне. И вот уже семь лет в нашем доме живет самый лучший самоед в мире – Йорек.
Если вы читаете эту статью, значит, вы задумываетесь о приобретении самоеда. Дальше расскажу, каково это - быть самоедской собакой.
Если говорить о происхождении названия породы, то, на мой взгляд, самые правдоподобные версии такие:
1. Самоед – прямой потомок полярного волка, одомашненный одним из северных народов – ненцами. Раньше ненцев называли самоедами, а их собаку стали называть самоедской.
2. Ненцы запрягали собак в сани, когда они ехали, на фоне снега собак было не видно, и складывалось впечатление, что сани сами едут. Но против этой версии работают 2 факта: ненцы не запрягали собак в сани, кроме того на английском языке название породы звучит так же.
Я много времени жила на севере в Ханты - Мансийском округе – Югре. Там очень многое делается для сохранения культурных традиций коренных народов, поэтому информации об их образе жизни, мировоззрении много. В школе, в музеях, на праздниках. Поэтому мне было просто понять эту собаку. Собаку, которую воспитывали тысячелетиями удивительные люди.
Для представителей северных народов человек – не царь природы, человек маленькая частица природы. Эти люди с одинаковым уважением относятся к животным, к птицам, к деревьям, к реке, в которой плавает рыба и к людям. Да, высказывание кажется банальным, но когда ты понимаешь, что их быт, их ритуалы, их праздники, их образ жизни изначально построен на этом принципе, то пафос улетучивается из данной фразы.
Самоедская собака – это друг. Он грел в морозы, он следил за детьми, он был рядом в лесу, на реке, в доме. Характер самоеда – это отражение характера людей, его приручивших:
В нем нет агрессии, совсем. Я могу подойти, когда он ест и забрать из пасти кусок. И ничего не будет. Он даже не рыкнет. Он не умеет. Он будет смотреть и ждать, когда я отдам ему его лакомство. Если вы видели агрессивного самоеда – это поломка. Наш Йорек очень долго не умел даже лаять, только во время игры он тявкал как лисица. Лаять он научился в этом году, когда я с маленькой дочкой надолго уехала из дома. Его лай больше похож на ворчание. Он возмущается, если кто-то поздно вернулся с работы, или у него закончилась вода, а мы не заметили. Что ж, возраст…
- Он любит всех людей. Я не ревную. Я сама выбрала такую собаку, в которой любви, еще больше, чем шерсти. Что же с этим поделаешь. Я позволяю ему лизать встречных-поперечных, если они не против. Такова селяви.
- Он не будет выполнять команды, если ему это наскучит. Самоед – не служебная собака, это друг. Его можно научить всему-всему: и ходить на поводке, и давать лапу, и сидеть-лежать, и даже служить, но! Если он увидит что-то интересное (чаще всего это прохожий), то пропади оно все пропадом, он отправится навстречу приключениям!
- Белая собачка до старости щенок. Он любит играть, он любит прыгать, он любит бегать. В квартире ему тяжело. За это я прошу у своего Йорека прощения! Мы стараемся вывозить его в лес, спускать с поводка (в городе это небезопасно, тяга к приключениям сильна настолько, что вы сорвете горло, но он не остановится, даже если пять минут назад прекрасно выполнял команду стоять) По этой причине самоеды теряются очень часто.
- Самая большая опасность для самоеда – это бабушки и дедушки. Они не в силах устоять перед его улыбкой и начинают баловать. После визита к нам моей мамы (той, которая на стороне здравого смысла) Йорек стал кухонным попрошайкой. Я тоже знаете, не молодею, и нервная система уже не та, теперь уж тоже подкармливаю его хлебушком. Нельзя, знаю, но это его любимое!!! К тому же на фигуре никак не отражается.
Если бы я жила в Простоквашине, и Матроскин спросил бы меня: «Вот какая от него польза в хозяйстве?» Я бы задумалась. Пользы – никакой. Просто никакошенькой. Но зато сколько эмоций! Если вам нужен самый лучший друг, так это самоед, не сомневайтесь!