Россия - единственная страна в мире, в которой зарегистрированы уже три вакцины от коронавируса. Однако специалисты говорят, что им практически ничего не известно о двух из них - «ЭпиВакКороне» и «КовиВаке», вся информация по разработкам засекречена. Что же настораживает в препарате, который вот-вот начнут использовать в массовой вакцинации населения.
Напомню, прививать «Спутник V» начали еще в конце 2020 года. В феврале в гражданский оборот поступила вакцина «ЭпиВакКорона» новосибирского научного центра «Вектор» Роспотребнадзора. В середине марта обещают первые дозы «КовиВака» московского центра им. Чумакова.
Вечная проблема российской фармы
Со «Спутником V» ясность, наконец, появилась - после публикации в самом авторитетном медицинском издании «Ланцет» сомнения в ее качестве и эффективности отпали сами собой. Но многие ждут именно «ЭпиВакКорону» и «КовиВак», интуитивно возлагая на эти вакцины большие надежды. Интуитивно потому что, к примеру, о чумаковской вакцине пока неизвестно вообще ничего, кроме противопоказаний и того, что она рекомендована людям от 18 до 60 лет. Сейчас идет вторая фаза клинических испытаний (третья фаза - в марте и в ней примет участие три тысячи человек). То же самое можно сказать об «ЭпиВакКороне», созданной в центре «Вектор», она поступила в гражданский оборот 18 февраля. О ней известно чуть больше, чем о «КовиВаке», но ясного представления эта информация все равно не дает.
Главная проблема этой вакцины, как и многих других вакцин в России, это отсутствие публикаций результатов клинических исследований - публикаций в научных журналах или доступ к части регистрационного досье, не содержащей коммерческий тайны, Разработчик «ЭпиВакКороны» ещё 27 ноября 2020 года сообщил в интервью, что публикация подготовлена. Но её до сих пор нет. При этом «Вектор» умеет публиковаться. К примеру, результаты доклиники по другой антиковидной вакцине (на основе мРНК) уже опубликованы в научном журнале из второго квартиля по Scopus (авторитетная база данных, в которой хранятся рецензируемые научные работы).
Сейчас, как сообщает пресс-служба Роспотребнадзора, «Вектор» направил результаты клинических исследований вакцины фазы I—II в зарубежные научные рецензируемые журналы - «их публикация ожидается в ближайшее время». Но окончательные итоги клинических исследований первой и второй фаз станут известны только в мае 2021 года - через девять месяцев после вакцинации последнего добровольца. 12 февраля были внесены изменения в клинические испытания «ЭпиВакКороны» - срок окончания I—II стадий клинических испытаний был перенесён с сентября 2020 года на май 2021-го. Тогда же будут известны результаты исследования о влиянии вакцины на внутриутробное развитие плода и репродуктивные функции.
Многих беспокоит, что наши власти регистрируют лекарственные средства вообще без открытых публикаций и прочего информирования граждан, Причём эта проблема существует давно и с ней связаны все фуфломициновые скандалы. Однако необходимость выбора вакцин потребителем заострила проблему. Дайте хоть какую-то информацию. «ЭпиВакКорону» зарегистрировали без единой публикации и отчёта, то же самое с вакциной Центра имени Чумакова. В просвещенный 21-й век неприлично ничего не публиковать.
Безопасные пептиды.
«ЭпиВакКорона» создана на основе трех синтетических пептидов SARS-CoV-2. Пептиды — это короткие фрагменты белков, на которые формируется иммунный ответ организма. По сути, у «Вектора» в вакцину входит всего три маленьких пептида из всего большого S-белка. По словам заведующего отделом зоонозных инфекций и гриппа научного центра «Вектор» Роспотребнадзора Александра Рыжикова, пептидную платформу для вакцин центр «Вектор» разрабатывает больше 20 лет, за это время она уже использовалась при создании вакцины от лихорадки Эбола (о провале этой вакцины читайте здесь). В вакцине нет ни живого вируса, ни элементов вирусного генома, поэтому, как заявляют разработчики, вакцина абсолютно безопасна для человека, не вызывает никаких побочных эффектов и обладает фантастической 100-процентной иммунологической защитой (для сравнения, эффективность «Спутника V» составляет 91,6 %).
Но, как оказалось, в новосибирскую вакцину некоторые ученые не верят изначально, считают, что в мире отсутствуют рабочие вакцины на подобной — пептидной- платформе. К примеру, один известный российский вирусолог считает , что новосибирская вакцина «работать не может, в принципе» именно из-за того, что она пептидная. Главная тема, которую сейчас обсуждают в связи с новосибирской вакциной, это то, что уважаемые китайские коллеги, которые провели очень качественное исследование иммуногенности пептидов не смогли доказать, что те пептиды, которые выбрал «Вектор», достаточно иммуногенны. Но при этом, они не доказали, что выбранные пептиды не иммуногенны.
Антитела «неизвестно к чему»
Антитела после вакцинации - ключевой показатель эффективности вакцины, и тут участников клинических испытаний новосибирской вакцины ждало разочарование.
«У меня вся семья, четыре человека, привились «ЭпиВакКороной». Вторую дозу вкололи 18 января, 6 февраля сдали кровь на антитела - результат отрицательный. В медицинском центре нам посоветовали связаться с «Вектором». Позвонили туда, оказалось, что тесты на выявления антител от «ЭпиВакКороны» есть только у «Вектора», они пока коммерчески недоступны», - рассказывает один из привившихся. И похожих историй, если почитать чат в «Телеграме», много. Разработчики вакцины предоставили участникам клинических испытаний свою тест-систему, но и она показала низкий уровень антител. Результаты этих тестов были опубликованы в группе.
- Антитела обнаружены, защищают ли они — нам пока неизвестно, - говорит Андрей Криницкий, создатель сообщества в «Телеграме». При этом добровольцы рассказывают о том, что уже есть заболевшие ковидом после вакцины (12 человек), причем из группы участников клинических испытаний, получивших именно прививку, а не плацебо.
По мнению молекулярного биолога, который принимал участие в клинических испытаниях вакцины как доброволец, антитела у части вакцинированных получены «неизвестно к чему, так как тест-система «Вектора» определяет антитела, которые с коронавирусными антигенами могут быть никак не связаны».
Наличие антител (гуморальный иммунитет) - это важный, но не единственный момент. Просто оценивать его легче всего. Есть клеточный иммунитет (к которому тоже есть вопросы по этой вакцине). Есть антитело-зависимая клеточная цитотоксичность. По поводу антител у добровольцев: есть мнение, что эти антитела к технической His-tag метке в составе вакцины, которая не была убрана из неё для удешевления процесса производства.
Как объясняют эксперты, «ЭпиВакКорона» - это три пептида спайк-белка, которые конъюгированы на белке-носителе. Белок-носитель - это химерный (состоящий из частей двух разных организмов) белок. Одна часть - это N-белок (нуклеопротеин) коронавируса. А другая часть - это pMBP белок кишечной палочки. Обе части соединены вместе технической меткой His-tag. Нуклеопротеин коронавируса для вакцины производится в кишечной палочке, а для его последующей очистки нужна эта метка. В идеале её нужно было удалить после очистки, так как она потенциально может вызывать выработку антител на себя, но для удешевления процесса производства вакцины разработчики решили не усложнять, объясняя это тем, что белок-носитель все равно экранируется пептидами спайк-белка.
Но это слова, никто это мнение ни опроверг, ни подтвердил. С другой стороны есть положительные результаты протективного (защитного) действия вакцины в нагрузочных испытаниях на хомяках и хорьках, которые были опубликованы в патентах.
Известно, что для доклинических исследований «Вектор» использовал около полутора тысяч лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок, кроликов, хомяков, хорьков и приматов. Испытания на них показали, что вакцина защищает от развития пневмонии, создает высокий уровень иммунного ответа, она также безвредна для них и легко переносится. Но достаточно ли этого, чтобы сделать вывод о 100-процентной эффективности вакцины для человека? Результаты исследования протективных свойств вакцины опубликованы в патентах только для хомяков и хорьков. У этих животных после вакцинации все равно поражались легкие, но степень поражения была меньше, чем в контрольной группе. Элиминация (выведение из организма) вируса из дыхательных путей по результатам ПЦР наступала раньше.
Почему не видим антительный ответ?
Добровольцы 3-й фазы клинических испытаний, не обнаружив у себя антитела после вакцинации, отправляли открытое письмо в Роспотребнадзор, Минздрав и другие ведомства. Добились в итоге личной встречи с разработчиками вакцины, протокол беседы после недельного согласования в Роспотребнадзоре был выложен в сеть. Неподготовленному человеку читать его сложно из-за обилия профессиональных терминов. Профессор Сколтеха Дмитрий Кулиш "перевел" для читателей часть беседы добровольцев с разработчиками вакцины на «человеческий язык»: «Почему мы не видим антительный ответ, - спрашивают добровольцы?» «Вектор» отвечает: «Потому что наши пептиды вызывают конкретный и четкий ответ, который защитит вас от вируса, но этот ответ не виден на стандартных ИФА-панелях (иммуноферментный анализ). Единственный способ увидеть эти антитела - это наша собственная ИФА-панель, но даже здесь они видны слабо». Люди спрашивают: «Почему вы не могли сделать ИФА-панель, на которой они видны сильно?» «Вектор» отвечает, что у них не было цели делать тонкую диагностику, главная цель — защитить людей от ковида, и вот сейчас, когда дойдут до конца клинические испытания, «мы все торжественно опубликуем, и тогда вы увидите, что все работает».
Если «Вектор» опубликуется в хорошем журнале, и ему хватит силы доказать, что вакцина работает, то все остальное окажется неважным. Потому что, действительно, стандартные ИФА-панели могут не видеть «эпиваковские» антитела, а пептиды могут быть получены собственными «векторовскими» технологиями, а не китайскими. Но сейчас нам просто нечего обсуждать, потому что состав вакцины «ЭпиВакКорона» полностью засекречен.
Основных претензий к вакцине две: Первая — то, что вакцину выпустили в гражданский оборот, не завершив I—II фазы клинических исследований. Это беспрецедентная история. Вторая — нет нейтрализующих антител у вакцинированных. У тех, у кого антитела все-таки появились, очень маленький и неизвестно, являются ли эти антитела защитными.
Только 20 февраля 2021 года стал известен состав пептидов, вошедших в «ЭпиВакКорону» - и то, исключительно благодаря публикации патента. Нужно понимать, что «Вектор», аналитически (то есть с применением специальных программ, использующих математический анализ и компьютерное моделирование - in silico, и предсказавших пептиды, которые будут обладать максимальной иммуногенностью) выбирал пептиды для вакцины в условиях дефицита времени. Другие выбирают по экспериментальным работам (это методы in vitro, то есть «в пробирке» - когда нарезают все возможные пептиды спайк белка с определенным шагом и смотрят, какой из них лучше всех реагирует с антителами переболевших). Причём результаты некоторые этих экспериментальных работ противоречат друг другу. Есть вероятность, что аналитически выбранные пептиды «Вектора» не совсем удачны, проверить это можно в ходе клинического исследования, результаты которого находятся в регистрационном досье, доступ к которому ограничен. Замкнутый круг. И ещё один момент: существует мнение, что «Вектор» выбирал свои пептиды наугад. Это не так. В результатах других аналитических работ по выбору пептидов из сторонних лабораторий есть совпадения с пептидами «Вектора». Определенно сказать, какова эффективность новосибирской вакцины можно только после того, как будут опубликованы результаты клинических исследований. Или после открытия доступа к регистрационному досье, что прописано в федеральном законе. Американское FDA не скрывает данные регистрационных досье, при этом никто не умер из-за потери своей коммерческой тайны.
Не исключено, что позиция скептиков резко изменится после итоговых научных публикаций. Еще свеж пример со «Спутником V», который тоже сильно критиковали за «непрозрачность» клинических исследований, а после публикации в «Ланцете» отношение изменилось.
Эпилог.
В любом случае, если по результатам клинических испытаний «ЭпиВакКорона» окажется не эффективной для первичной вакцинации, это совершенно не повод ставить на ней крест. С большой долей вероятности она может быть полезна для ревакцинации после «Спутника V» или для стимуляции иммунитета после перенесённого заболевания.
Тем временем, гражданская вакцинация «ЭпиВакКороной», которая началась еще в середине декабре 2020 года, когда первую партию вакцины получила Новосибирская область (как сообщалось, для врачей, преподавателей и работников бюджетной сферы), только набирает обороты. Сейчас новосибирской вакциной прививаются сотрудники Роспотребнадзора и Минздрава, члены Госдумы, вакцина также есть в клинике Управделами президента. Директор государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» Ринат Максютов в эфире телеканала «Россия 1» заявил, что центром получено более 45 обращений из других стран о проведении исследований и начале производства вакцины «ЭпиВакКорона».
Подписывайтесь, комментируйте, ставьте лайки.
Задавайте ваши вопросы.