Другие статьи из серии "Война за ассирийское наследство":
Битва, изменившая историю Средиземноморья
Набопаласар умер, да здравствует Навуходоносор!
В начале весны 586 г. до н.э. после провала попытки египетской армии деблокировать Иерусалим вавилонские войска взяли под свой контроль крупный финикийский город Сидон и большинство более мелких населенных пунктов «Страны пурпура». 23 апреля 586 г. до н.э. началась осада Тира. 18 июля 586 г. до н.э. вавилонские воины ворвались в Иерусалим, после этого «иудейский вопрос» был решен если не окончательно, то довольно надолго. В 582 г. до н.э. вавилонские войска, не прерывая осады Тира, захватывают царства Аммон и Моав. В том же 582 г. до н.э. Навуходоносор заключает выгодный мир с Египтом. В 575(573) г. до н.э., после долгих переговоров, Тир признал свою зависимость от Вавилонии, но сохранил политическую и экономическую автономию. Заречье снова полностью было подчинено Вавилонии(Подробнее ЗДЕСЬ: Покорение Финикии ).
Египет, которому Навуходоносор наглядно продемонстрировал силу Вавилонии, вроде бы смирился с поражением, и на севере Нововавилонского царства наступило затишье. Вавилонский царь использовал установившийся мир для укрепления своего государства и наведения в нем порядка. Опытный полководец, как никто другой знал, что мирные дни это всего лишь время подготовки к очередной войне и тот, кто не сумеет с умом их использовать, обязательно ее проиграет. Навуходоносор с все возрастающей тревогой смотрел в сторону востока туда, где располагалось союзное Вавилонии Мидийское царство. Он прекрасно понимал, что усилившийся союзник может в одночасье превратиться в безжалостного врага. Однако, несмотря на тайные приготовления к обороне от мидийской агрессии, следующая война опять случилась на западе, в Египте. Поводом для ее начала стали иностранные «военные специалисты» и вообще иностранцы, которые в это время заполонили «страну Та-Кемет».
«Страна фараонов» всеми силами старалась вернуть себе влияние в Восточном Средиземноморье, богатые земли и проходящие через них торговые пути манили повелителей Египта как магнит. Но борьба за земли Среиземноморья раз за разом оборачивалась для «страны Та-Кемет» страшными потрясениями. Сначала, столкнувшись с Ассирией в 671 г. до н.э., Египет утратил на некоторое время независимость и с большим трудом ее восстановил к 655 г. до н. э. (Подробнее ЗДЕСЬ: Триумф «страны фараонов) . Затем, неудачная попытка осады филистимлянского города Ашдод в 654 г. до н.э. во времена мятежа Шамаш-шум-укина (Подробнее ЗДЕСЬ: Последний Властелин). С падением Ассирии у египтян появляется надежда «прибрать к рукам» оказавшийся бесхозным регион, но битва при Каркемише начинает новый этап кровавой борьбы за земли Восточного Средиземноморья (Подробнее ЗДЕСЬ: Битва, изменившая историю Средиземноморья) .
Некоторое время Египет и Вавилония занимаются «перетягиванием каната», пока в 589 г. до н.э. не начинается восстание Иудеи, ставшее началом большой войны за власть в регионе (Подробнее ЗДЕСЬ: Осада Иерусалима, Гибель Иудеи). Эта война египтянами тоже была проиграна, причем с «разгромным счетом». По ее итогам Фараон Априй был вынужден согласиться выдать всех укрывшихся в Египте иудеев и отдать замуж за Навуходоносора египетскую царевну Нейтакерт (Нитокрис). Это уже было не «рядовое поражение» в очередной войне за Восточное Средиземноморье, произошел полный крах многолетней внешней политики Египта. Борьба с Вавилонией оказалась древнему царству «не по зубам». Обычно результатом проигранного геополитического противостояния является «потрясение основ» государства-неудачника, примерно так случилось и в этот раз.
Наемники активно использовались египетскими фараонами с древнейших времен «…В состав египетских войск наряду с местным египетским населением входили еще в предшествующие времена наемники, которые могли образовывать отдельные или предназначенные для специальных целей войсковые части или отряды. Начиная со времени Нового царства, появляются наемники из племен Передней Азии, бассейна Средиземного моря, в большом количестве из Нубии и Ливии…» В.И. Авдиев. Наемные отряды кочевников служат в коннице, арабы несут патрульную службу в пустынях, финикийцы незаменимы на флоте, а в пехоту вербуют греков. В Египте по достоинству оценили боевые качества греческой тяжелой пехоты – гоплитов. В свою очередь греки с готовностью покидали свою небогатую, перенаселенную родину и отправлялись служить в богатые египетские земли.
Особенно много наемников появляется в египетской армии с началом правления фараона Псамметиха I. В это время Египет был истощён междоусобными войнами и нашествиями ассирийских войск (Подробнее ЗДЕСЬ: Триумф «страны фараонов ). Псамметих был вынужден опираться на иноземных наёмников для укрепления своей власти в Египте, в процессе своей борьбы с фараоном XXV (Эфиопской) династии Тануатамоном, ассирийскими оккупантами, а также с многочисленными князьками продолжающими претендовать на независимость. Именно тогда в Египте появляются греческие наемники в большом количестве. На границе Египта и в дельте Нила строятся поселения наемников - Элефантина, Мареа, Дафнэ. В этих «военных городках» жили завербовавшиеся на службу к фараону карийские и ионийские греки, лидийцы и ливийцы.
Последующие фараоны Саисской династии также широко использовали наемные контингенты для борьбы внутри страны с номархами (князьями номов) и жречеством, а вне ее с вавилонянами, нубийцами, арабами и ливийцами. При приемниках Псамметиха Египет уже не мог более выставлять многочисленные армии, состоящие из ополчения, для борьбы за Восточное Средиземноморье. К тому же,египетские бойцы оказались не в состоянии конкурировать с закаленными в сражениях с ассирийцами халдеями. Поэтому ядро египетских войск, особенно тяжелой пехоты, составляли наемные воины.
Во времена правления Саисской династии Египет активно взаимодействовал с окружающим миром, особенно быстро развивалась торговля с ионийскими городами и материковой Грецией. Кроме военного и торгового сотрудничества активно происходил культурный обмен. Потомки Псамметиха охотно перенимали греческие традиции, в армии греков было едва ли не больше чем египтян, в торговле греки с египтянами успешно соперничали, начиналось проникновение греков в административный аппарат. Вместе с чужеземцами пришли чуждые обычаи и чужие боги. Греки строили в Египте храмы, посвященные своим богам. Причем фараоны порой дарили щедрые подарки греческим храмам, что никак не могло понравиться египетскому жречеству.
Тем временем в Египте возрастало недовольство, связанное с все более растущим притоком иностранных переселенцев, увеличением значения греческой общины и многочисленными привилегиями, предоставляемыми ей фараонами. Эти настроения подогревались недовольными «засилием иностранцев» чиновниками и, особенно, жрецами. Последние пытаются отгородить египетский народ от иноземцев при помощи целого ряда религиозных и бытовых запретов. И надо отметить, небезуспешно, Геродот сообщает нам неприятные для греков бытовые подробности: ««ни египтянин, ни египтянка не поцеловали бы эллина в губы, не стали бы употреблять ножа, вилки, котла, принадлежащих эллину, не стали бы даже есть непорочного быка, если он зарезан ножом эллина».
Особенно опасным для фараонов было недовольство военных. В древнем Египте, как и везде, «люди меча» пользовались привилегированным статусом. К началу правления Псамметиха I армия фараона и «частные армии» местных номархов состояли из уроженцев Египта, Ливии и Нубии с небольшими вкраплениями греков и прочих «солдат удачи». Возглавляли это довольно разномастное воинство, или точнее воинства, условно «египетские» вельможи. С наплывом греческих наемников в вооруженные силы Египта ситуация начала понемногу меняться. Местные солдаты постепенно оказались если не в меньшинстве, то в равном положении с греками. При этом «от кормушки» их сильно отодвинули, а их общественном статус и благосостоянии изменились не в лучшую сторону. С увеличением численности наемников они все чаще сводились в отдельные крупные подразделения под командой своих «воевод». Командиры наемных отрядов, с ростом численности этих подразделений, приобретали все больший «вес» и влияние в египетской армии, это вызывало недовольство египетских «старших офицеров».
Подобная напряженность зачастую выливалась в конфликты, так во время правления фараона Псамметиха I произошел мятеж в пограничной крепости на острове Элефантина. Ливийские воины, служащие фараону, по сути тоже наемники, обиженные предпочтением, которое Псамметих оказывал грекам и еще более раздраженные долгим отсутствием смены, взбунтовались. Мятежный гарнизон покинул Египет и ушел в царство Куш. Место, где были по приказу кушитского царя расселены беглецы, получило название «Страна перебежчиков».
Следующий инцидент произошел там же, но уже во время правления фараона Априя. Подоплека конфликта не совсем ясна. Что послужило поводом для возмущения – невыплаченная вовремя «зарплата», долгое пребывание в приграничном гарнизоне или иные причины неизвестно. Можно только отметить, что остров Элефантина по каким-то причинам разлагающе действовал на личный состав египетской армии. На этот раз в волнениях участвовала группа разноплеменных наемников. Ливийцы, греки и сирийцы решили оставить службу фараонам и переселиться в Нубию. Попытка дезертирства была сорвана благодаря решительности наместника фараона в Сиене (Асуане) – Несухора. Он догнал беглецов у первых порогов Нила и уговорами, и угрозами принудил вернуться к месту службы.
Несухор оставил после себя надпись об этих событиях, в ней он благодарит богов за то, что они «избавили его от бедствий от наёмников ливийских, греческих, азиатских и вообще иностранцев, имевших в сердцах своих (бунт) и замысливших уйти в Шас-херет … Его величество был в страхе вследствие зла; учинённого ими. Я не позволил им уйти в Нубию, но доставил их в резиденцию его величества, и он предал их наказанию». Несмотря на упоминаемое наказание, Априй и дальше продолжал опираться на иностранных наемников, щедро оплачивая их услуги. Среди египтян все более накапливалось раздражение на политику фараона и обласканных им иноземцев, нужен был только повод для бунта и он, разумеется, вскоре нашелся. На этот раз мятеж подняли уже части состоящие из «коренных» египтян. Но об этом мятеже в следующий раз.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
«Медные люди» и Саисская династия» В. Семейкин
«Египет в Саисскую эпоху» Тураев Б.А.
«Военная история Древнего Египта» Авдиев В. И.
«Греческие наемники. «Псы войны» древней Эллады» Парк Герберт Уильям
Другие статьи из серии "Война за ассирийское наследство":
Битва, изменившая историю Средиземноморья
Набопаласар умер, да здравствует Навуходоносор!