Весна во всех европейских культурах ассоциируется с возрождением жизни, любовью и началом нового сельскохозяйственного цикла. Впрочем, границы весны довольно-таки условны. Некоторые европейцы считают первые три месяца года зимой (хотя кое-где уже в марте начинается цветение), а в России большая часть марта погодой действительно мало чем отличается от февраля.
Средневековые часословы отразили в себе многие нюансы весенних месяцев, в том числе социальные ритуалы, а не только трудовые будни. Пробуждение природы, подготовка садов, пахота и сев соседствуют с праздниками майского дерева или намеками на свадьбу (венчание и свадьбу в деревнях обычно старались провести до мая). Впрочем, некоторые характерные темы почти полностью отсутствуют в иллюстрациях и картинах, вплоть до 18-19 веков (например, неизбежная распутица на сельских дорогах).
Март традиционно связан с земледелием: основные работы - пахота, сев, а также окапывание и обрезка деревьев, обработка виноградников. Например, именно по обрезке деревьев картину Брейгеля "Сумрачный день" относят все-таки ближе к марту. Также на картинах нередок выпас овец или (намного реже) коров на свежих зеленых лугах. Овечка в этом плане позволяла сделать отсылку и к зодиакальному Овну (впрочем, на гравюрах февральских трудов рыбалку мы вряд ли найдем).
А вот всякая романтика здесь отсутствует напрочь (она отдана апрелю). Однако в часослове известном как the 'Bedford Hours' (1410-1430 гг.) можно найти целых два непривычных решения: изображение воина (месяц Марса) и цветущее поле.
Апрель в представлении средневековых европейцев наделен более возвышенными символами и образами. Колесные плуги и лопаты сменяются на тему садов и людей. Так у братьев Лимбургов (в Великолепном часослове герцога Беррийского) изображена пара молодоженов, обменивающихся кольцами. Ритуал помолвки происходит в саду в присутствии родственников и друзей. Две дамы рядом собирают цветы.
Собственно цветы (сбор или дарение) и венки из цветов - одна из ключевых тем месяца. Или даже просто знатный человек или поэт с цветком/веткой в руке. Кроме того, это месяц Тельца, которому покровительствует Венера, поэтому теленок, молодая девушка или кормящая мать тоже оказываются символами апреля. Среди более прозаических сюжетов регулярно появляется охота.
Май также как и апрель оказывается где-то между охотой и праздниками, плюс к ним добавляются игры и прогулки на воде. Иногда отчетливо читается и намек на свадебные игры и ритуалы. В некоторые эпохи май также начинает соседствовать с сбором ягод или первыми намеками на жатву или сенокос (любопытно, что среди хозяйственных сцен мы не встречаем например, пчеловодство, которое было весьма распространено , в основном ради воска).
В целом удивительно повторение именно двух сюжетов. Первый сюжет - человек или пара на лошади с ловчей птицей (соколом, ястребом или кречетом). Вероятно помимо охоты здесь есть отсылка на парное взаимодействие, уподобляемое знаку Близнецов. Второй сюжет - процессия на лошадях или группа веселесящихся на лодке. Например, у Лимбургов описывается именно процессия знатных людей, направляющихся в лес для сбора цветов (видимо к празднику майского дерева).