Найти в Дзене
Елена Лисенкова

Альфонс Доде - один из основателей реализма во французской литературе. ИЖЗ.

А.Доде,Г.Флобер, Э.Гонкур и Э.Золя, представляли знаменитый «четырехугольник», который служил основой реалистической школы французской литературы. Постоянным гостем «обедов освистанных писателей» был Иван Сергеевич Тургенев. А.Додэ - секретарь герцога де-Морни. Некоторые произведения А.Доде: «Жак»;«Фромон младший и Рислер старший»; «Короли в изгнании»; « Боль-страдание»; Похождение Тартарина

Альфонс Доде - один из основателей реализма во французской литературе.

Доде Альфонс

1840-1897

А.Доде
А.Доде

Родители, детство Альфонса Доде:

Семейство А.Доде принадлежало к мелкой буржуазии.

Его отец – Викентий Доде родился в крестьянской семье, в молодости был простым рабочим, накопив деньги, основал небольшую торговлю шелковыми товарами, а затем, породнившись с одной из первых купеческих семей Нима, стал владельцем фабрики по производству разноцветных фуляров в окрестностях Нима. К концу жизни Викентий Доде разорился.

Его мать - Аделина Рейно происходила из влиятельного семейства Рейно. Один из дядей Аделины – аббат Рейно, директор школы Але (Alai ) , другой – Гильом жил в России. Отец Аделины – Антоний Рейно, считался одним из «первых скупщиков» шелка во Франции. В памяти ее детей она осталась нежной, доброй, любящей матерью, с возвышенными вкусами и ласковыми благородными манерами, худенькой женщиной с большими грустными глазами, тихого доброго нрава, которая больше всего на свете любила читать. В браке родились семнадцать детей.

Его брат – Эрнест Доде:

Литератор, писатель, написав несколько романов, обратился к историческим трудам. В 1881 году он написал исторический труд «Бурбоны и Россия во время эмиграции», материалы для своего труда Эрнест Доде получил из Московского главного архива министерства иностранных дел. Французская академия наградила его за «Историю роялистских заговоров во время революции».

Его брат – Генрих Доде, священник.

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 года в городе Ним в южной Франции, семнадцатым ребенком в семье. С детства был очень близорук, но отличался необыкновенной живостью и необузданным вспыльчивым характером, шалостям его не было конца, и бедная мать постоянно находилась в страхе, боясь, что он искалечит себя. Склонность маленького Альфонса к поэзии и искусству способствовала любовь его матери к чтению и литературе. Он рос в атмосфере любви и уважения к литературе.

В 1848 году отец Альфонса Доде почти разорился. Из прекрасного удобного дома Валони, семья переезжает в пустые помещения фабрики, которая уже не работала. А весной 1849 года, продав фабрику «с молотка», семья переезжает в Лион, где Викентий Доде как и раньше начинает торговать фулярами, но торговля идет плохо. В Лионе Альфонса и его брата Эрнеста, отдают в приходскую школу при церкви святого Петра, но вскоре их определяют в более серьезное заведение - в лицей. В лицеи А.Доде начинает писать стихи и небольшие статейки, опубликовывает их в «Лионской Газете». В пятнадцать лет он пишет свой первый роман «Лео и христианка Флери», это трагическая история молодого солдата, который из-за любви к своей семье нарушает дисциплину. Поступок его признается преступлением, и его расстреливают на глазах матери и сестры, которые приходят слишком поздно и не успевают его спасти. Редактор «Лионской Газеты» хотел напечатать роман, но не успел, вскоре газета была запрещена, а рукопись была потеряна. В 1856 году Викентий Доде окончательно разоряется, и Альфонсу Доде самому приходится зарабатывать на жизнь, он переезжает в Ним и поступает репетитором в колледж Але, в котором когда-то был директором его двоюродный дед, аббат Рейно. Но вскоре бросает ненавистное ему репетиторство, и переезжает в Париж, куда приглашает его брат Эрнест, который работает в редакции журнала «Le Spectateur ».

А.Доде в Париже:

1 ноября 1857 года Доде приезжает в Париж, он живет вместе с братом Эрнестом в маленькой комнате отеля Сенат на улице Турнон. Здесь он пишет первый сборник своих стихов «Les amoureuses », который после нескольких неудач, все же был издан книготорговцем Тардье. Стихи понравились публике, несколько журналов обращают внимание на молодого поэта и его произведение. С этого времени парижские литературные кружки принимают Доде в свое общество. После появления первого сборника стихов, А.Доде берут в сотрудники журнала «Фигаро». В «Фигаро» печатают и первые произведения Доде в прозе. В 1862 году он пишет первую пьесу- комедию «La derniere idole », которую ставят в театре «Одеон», пьеса имеет успех. В «Фигаро» он обращает на себя внимание этюдом из тяжелой жизни мелких деятелей под названием «Провинциальные бедняки». В эти же года он пишет небольшую поэму «Двойное обращение», поэма о еврейке Саре, которая принимает христианство, чтобы выйти замуж за своего Андрея, а тот из любви к ней переходит в еврейство. Поэма написана в ироническом тоне, и оканчивается великолепным гимном любви. Все эти маленькие вещи дают А.Доде небольшие средства к жизни. Ему приходится работать сразу в нескольких изданиях: в «Маленьком Монитере» пишет фельетон «Парижские письма», под псевдонимом Баптиста и Жеган-де-Лиля; в «Фигаро» пишет под псевдонимом Фруассар; в «Evenement » - под псевдонимом Гастон Мария. В 1864 году А.Доде написал еще несколько пьес – комедию «Старший брат» и драму «Жертва», но пьесы не имели успеха.

А.Додэ - секретарь герцога де-Морни; лечение в Алжире, на Кипре :

В 1861 году здоровье Доде окончательно расшаталось, ему было рекомендовано сменить климат Парижа. Средств на лечение не было, на помощь пришел герцог де-Морни, председатель законодательного собрания, который покровительствовал молодым талантам. Императрица Франции Евгения так хвалила стихи А.Доде герцогу де- Морни, что он решил помочь А.Доде , и взял Доде на должность своего личного секретаря, эта должность не накладывала на писателя никаких обязанностей, предоставляла ему полную свободу заниматься литературой и, главное, давала ему средства на поездку в Алжир. В конце 1861 года он едет в Алжир. Все свои впечатления об Алжире Доде записывает в тетради, позднее он систематизирует их и использует в своих произведениях. Именно в Алжире Доде впервые пришла мысль написать похождение храброго провансальца Тартарена из Тараскона. В феврале 1862 года он возвращается в Париж, и принимается за свои обязанности секретаря де-Морни и за литературную работу. В следующем году он на зиму переезжает на Корсику, где также как в Алжире все свои впечатления записывает в тетради. В 1865 году, после смерти герцога де-Морни, Доде выходит в отставку, и посвящает все время литературным занятиям.

А.Доде и Жюлия Аллард:

В 1867 году Доде, отдыхая с семьей брата Эрнеста на вилле в окрестности Парижа, знакомится с молодой поэтессой Жюлией Аллард (Julia Allard ).Ее любовь к поэзии, литературе производит на него впечатление, и очень скоро он женится. Женитьба имела громадное влияние на всю жизнь писателя. Он нашел в жене превосходную помощницу в работе, она первая угадала его талант. Она, прочитывая и переписывая каждую написанную им страницу, указывала на самые мелкие и незначительные недостатки в изложении. С течением времени Доде так привык к помощи жены, что без нее не мог работать.

А.Додэ - основатель современного реализма во французской литературе:

Альфонс Доде - один из основателей реализма во французской литературе. У него было три товарища: Гюстав Флобер, Эдмон де Гонкур и Эмиль Золя. Эти четыре писателя представляли знаменитый четырехугольник, который служил основой реалистической школы французской литературы. Сдружило их не только сходство общих характеров и воззрений, но и общие взгляды на художественное произведение. Они считали, что только из бесчисленных мелких, но совершенно достоверных, проверенных данных, писатель создает произведения, которые поражают читателя своей яркостью и правдивостью.

Их «четверка» по воскресеньям собиралась в доме Гюстава Флобера на «обеды освистанных писателей» (так они называли эти встречи). Постоянным гостем этих собраний был и Иван Сергеевич Тургенев, на них Доде и познакомился с И.С.Тургеневым, и с первой встречи подружился с ним. Он прочитал все переведенные произведения Тургенева, и для него он был родственной натурой. Доде особенно трогало в художественных приемах Тургенева то, что он отводил « много места ощущениям слуха и запаха». Доде, близорукий от рождения, жил сам впечатлениями слуха, и также как Тургенев любил природу и музыку.

А.Доде. фотография 1895 год.
А.Доде. фотография 1895 год.

А.Доде в 1870 годах и позднее:

Во время войны, в декабре 1870 года, Доде прерывает свои литературные занятия, поступает в пехотный полк, и участвует в обороне Парижа. Война дала ему много сюжетов для превосходных рассказов, в которых он с необыкновенной живостью описал это тревожное и тяжелое время. После войны были изданы несколько его рассказов. В 1871 году появились «Письма к отсутствующему», в которых он с патриотическим жаром описал бедствия, нанесенные войной.

Некоторые произведения А.Додэ:

«Фромон младший и Рислер старший»:

«Фромон младший и Рислер старший»: (1874, «Fromont jeune et Risler aine ») все персонажи романа списаны с натуры, с лиц, которые Доде знал. Это простая история торгового дома, в котором жена одного пайщика, сделавшись любовницей другого, губит своим мотовством и беспорядочной жизнью и благосостояние, и честь дома, заставляя своего сообщника делать подлоги. Роман появился в печати в газете «Общественное благо», успех был огромный. Это было первое произведение, которым заинтересовалась вся читающая публика, до этих пор Доде пользовался уважением среди небольшого кружка любителей литературы, с этого произведения он стал национальным писателем. Отдельной книгой роман был издан книготорговцем Шарпартье, и в эти же года роман был переведен на все европейские языки. В России этот роман появился в двух переводах под названиями: « История одного товарищества» (1875 год) и « Молодой Фромон и Рислер старший»(1876 год).

«Жак»:

После «Фромона …» Доде приступил к новому роману - «Набоб», но оставил начатую работу на целый год, и принялся за другой роман «Жак». Причиной тому послужила смерть молодого человека, которого Доде очень любил. Молодого человека звали Рауль Д., он умирал от чахотки, и Доде отправил его в Алжир, который когда-то помог Доде, но через несколько месяцев Рауль Д. умер. В романе «Жак» очень мало вымысла, как и во всех произведениях Доде, в нем описана несправедливая судьба бедного Рауля. Роман «Жак» это памятник Раулю Д., всеми забытому, который при жизни не мог добиться внимания даже от своей родной матери. Роман был издан отдельной книгой, но такого успеха, как «Рислер старший», не имел.

«Набоб»:

В 1877 году А.Доде закончил роман «Набоб», который имел громадный успех. И.С.Тургенев, в письме от 24 мая 1877 года, писал Доде : « Если я не говорил Вам ничего до сих пор о Вашей книге, так это потому, что я хочу быть обстоятельным и не могу удовольствоваться несколькими пошлыми фразами. Я откладываю это до нашего свидания, которое состоится скоро, как я надеюсь, потому что Флобер возвращается на днях и наши обеды возобновятся. Я ограничусь тем, что скажу одно: «Набоб» самая замечательная из всех Ваших книг. Если «Фромона и Рислера» можно изобразить прямой линией, - то «Набоб» должен быть представлен так (Тургеневым была нарисована ломанная кривая) и вершины этих зигзагов могут быть достигнуты лишь талантом первостепенным. Извините, меня, что я выражаюсь таким геометрическим образом».

В романе «Набоб» Доде обрисовал картину парижских нравов, в нем художественно изображено много всем известных лиц, один из прототипов - покровитель Э.Доде герцог де Морни, за что Доде многие обвиняли.

После «Набоба» Додэ вместе с Поль Ареном написал комическую оперу «Le char ».

« Les rois en exil »(Короли в изгнании):

В 1879 году был написан роман «Les rois en exil », о котором он говорил: «Этот роман – история людей, а история это роман королей, но не та длинная скучная история, изложенная в томах, столь любимых академией, на которых можно бы смело написать для наружного употребления, как пишут в аптеках на склянках с иными лекарствами, а действительно современная живая история, которую необходимо вырвать прямо из жизни, а не найти в раскопках в пыли архивов ». Этот роман стоил Доде громадных усилий. Для поиска материала ему приходилось заводить новые знакомства, о которых он до тех пор никогда и не помышлял. После публикации в журнале «Temps » роман произвел целую бурю. Различные политические партии хотели непременно найти в нем факты, подтверждающие их теории и мнения. Роман был переведен на русский язык А.Трубниковой в 1880 году под названием – «Королева Фредерика.

« Numa Roumestan » («Нума Руместан»):

В 1881 году появился его знаменитый роман « Numa Roumestan », который принадлежал к лучшим произведениям писателя. Герой романа талантливый политический деятель, уроженец южной Франции, со всеми достоинствами и недостатками, отличающими южан. Это умный министр, блестящий оратор, но без всяких убеждений, гоняющийся за популярностью, обещающий всевозможные улучшения в своем ведомстве, но ничего не исполняющий, любящий свою жену, но обманывающий ее, то со знатной дамой, то с актрисой, при этом не увлекаясь ни той ни другой, - это жизненный, естественный образ.. Все написано правдиво и вполне рисует современную Францию. Роман имел успех, публика зачитывалась увлекательными рассказом, читатели были поражены правдивостью сюжета, и тем, что автор написал только правду и ничего не выдумал.

Похождение Тартарина из Тараскона:

Первая книга этой длинной эпопеи написана в 1872 году, под свежими впечатлениями поездки в Африку и имела название - « Чудесные похождения Тартарена из Тараскона» - веселый фарс, в котором автор, такой же тарасконец, как и его герой, не стесняется в выдумках невозможных приключений. Второй том – «Tartarin sur les Alpes (Тартарен в Альпах) написан в 1885 году, а в 1890 году был написан последний том – « Porte Tarascon (Порт Тараскон)

Доде ничего не выдумал, создавая этот веселый тип Тартарена, это сам Доде, хотя конечно Доде не пришлось испытать ни одного из необыкновенных приключений знаменитого тарасконца. Доде тоже был южанином, любил посмеяться, поболтать, поразить слушателей рассказом.

« Ma doulou » (« Боль-страдание») - последняя неизданная книга А.Доде :

Альфонс Доде оставил много ненапечатанных произведений, одно из них неоконченный роман «Боль-страдание», который он писал десять лет, но не закончил. В этом произведение Доде описывал свою болезнь, не с точки зрения врачей, а с точки зрения больного и притом художника.

Эта книга считалась самым ценным литературным наследием Доде, книга существовала в разбросанных заметках из его записных книжек. Каждая страница раскрывает измученную душу писателя, пораженного неврозом. Непреодолимая бессонница, эффект от каждодневного приема наркотических средств, галлюцинации.

Смерть А.Доде:

Умер А.Доде 4 декабря 1897 году в Париже. Доде десять лет страдал прогрессивным параличом, его семья уже привыкла к его болезни, но никто не ожидал, что смерть его застигнет так неожиданно. А.Доде обедал в гостях и чувствовал себя не хуже обыкновенного, вдруг внезапно он почувствовал себя плохо, и через несколько минут внезапно умер.

Похороны А. Доде были великолепны. Похоронен А.Доде в Париже на кладбище Pere Lachaise . Надгробную речь сказал его друг - Эмиль Золя, единственный из «четверки» оставшийся в живых.

Отрывки из надгробной речи Э.Золя: «Мои руки полны цветов и венков, чтобы возложить на могилу, где будет спать Альфонс Доде, горячо любимый друг, великий писатель, великий романист, которого оплакивает отечество, вся Франция». « Доде вместе с нами находился среди самых храбрых и смелых тружеников, так как его произведения, несмотря на их прелесть и нежный характер, отличались и громким протестом во имя справедливости и сожаления к униженным, к оскорбленным. Эти произведения, составляя часть великой работы нашего поколения, вместе с тем служат логичным продолжением тех социальных документов, которые завещали Бальзак, Стендаль. Флобер и Гонкуры».

Старший брат Альфонса Доде - Эрнест Доде еще при жизни писателя издал книгу «Mon fr ère et moi » в которой он описал мельчайшие подробности детских годов и первые литературные труды Альфонса Доде .