Рисунки Турочакской писаницы замечательны своей художественной силой. Они являют собой образцы древнего реализма лесных охотников, представляя ценнейший источник для понимания истории художественной культуры древних народов Сибири.
В 2009 году мне очень захотелось включить в фотопутеводитель петроглифы Турочакской писаницы. Я озадачилась сама и подвигла мужа на поиски этих уникальных цветных наскальных рисунков в долине Бии.
Мне было известно, что расположены эти петроглифы как в левобережье реки Бия, приблизительно в 5 км от села Турочак, вверх по течению реки, так и в правобережье, в 7 км выше по реке от Турочака.
Чтобы достичь цели и увидеть своими глазами шедевры наскальной живописи столь отдаленной от нас эпохи предстояло решить ряд задач. И основная из них заключалась в поисках проводника, который смог бы нам помочь. Поначалу казалось, что эта моя идея довольно трудна.
Большая часть рисунков Турочакской писаницы располагается на гранитных скалах в левобережье реки Бии. Попасть туда можно на лодке в летне-осенний период или по ледовому покрову реки зимой.
Чем же так интересны Турочакские петроглифы?
Петроглифы Турочакской писаницы выглядят необычно для Горного Алтая.
- Во-первых, это связано с тем, что они были выполнены минеральной краской – красной охрой, а не выбивкой или гравировкой, как остальные петроглифы.
- Во-вторых, главным персонажем рисунков здесь являлся лось, который редко встречается на других писаницах Алтая. Изображение лося – это художественный образ, неразрывно связанный преимущественно с мировоззрением таежных охотников.
Всего на писанице было зафиксировано более десятка изображений лосей. Все животные показаны бегущими слева направо. Их фигуры подчеркнуто реалистичны – тщательно прорисованы такие детали, которые характерны только для лося: отвисшая нижняя губа, «горбатая» спина, изящные стройные ноги, раздвоенные копытца, «серьга» и т. д.
Исследователи первоначально датировали Турочакскую писаницу концом каменного века – финальным неолитом. Затем этот уникальный памятник был отнесен к более поздней эпохе – эпохе бронзы. Главной причиной пересмотра даты послужило обнаружение на других скальных плоскостях этого же участка берега новых рисунков: изображения быка, крестообразных знаков и личины. Таким образом, эпоха создания рисунков определилась достаточно твердо. Теперь можно было быть уверенным, что Турочакская писаница – одна из древнейших, выполненных красками.
Все изображения созданы в единой художественной манере и, следовательно, принадлежат одному культурно-хронологическому массиву.
Итак, подумав, я решила, что для осмотра петроглифов лучше выбрать зимнее время. Поэтому мы с мужем выдвинулись в Турочак в декабре 2009 года. Цель у нас была, но плана ее достижения не было, Мы решили сориентироваться на месте. В жизни главное – «попасть в струю» событий и очень желать исполнения своего желания. В Турочаке мы остановились в ведомственной гостинице. Там Слава познакомился с водителем главы района. Весь вечер мы долго общались, разговаривали и о Турочакский наскальных рисунках в том числе.
Результатом посиделок явилась моя поездка на снегоходе с проводником к заветным петроглифам. Проводник - водитель снегохода управлял техникой, а я с сумкой аппаратуры сидела в санях, которые были прикреплены к снегоходу. За давностью времен я не помню имени человека, осуществившего мою мечту. Спустя некоторое время, я заезжала в Турочак и дарила ему свое издание с размещенной на его страницах фотографией, сделанной в той поездке.
Снега в ту зиму было много, хотя в Турочакском районе, благодаря его географическому положению, снега много всегда. В полдень 24 декабря 2009 года стоял легкий морозец. Сначала мы ехали по южной окраине Турочака, потом по лесному берегу Бии и через полчаса снегоход остановился. Водитель объяснил, что дальше пойдем пешком. В декабре лед на реке не такой толстый и прочный, поэтому рисковать и ехать на снегоходе через Бию мы не стали.
Передо мной открылся вид на заснеженное ровное пространство реки, ограниченное лесными берегами. Ноги на полметра проваливались в снежный настил, что покрывал ледовый покров реки. Мы шли вдвоем друг за другом через Бию. Было немного тревожно, временами мне мерещились полыньи и трещины, но желание увидеть заветное было сильнее страха.
Проводник был немногословен, но мне удалось узнать, что не все местные жители знают о местонахождении писаницы, но особо интересующиеся историей своего края здесь бывают. Так же он рассказал, что рисунки левого берега Бии встречаются в двух местах.
Вот мы подошли к высокой гранитной скале, что образовывала противоположный берег Бии. На достаточной высоте скалы я увидела красноватые линии, складывающиеся в силуэты лосей. Сохранность рисунков была плохая. Прорисовка лосей не отличалась цельностью. Но и, тем не менее, петроглифы еще живы, и стиль вполне просматривался. Цвет краски был особенный - темно-красный, или точнее, бардовый.
После осмотра этой первой части писаницы у меня уже было ощущение радости, но настоящее счастье меня ждало впереди - в минутах ходьбы вниз по берегу Бии. Там в вогнутой части меньшей по высоте прибрежной скалы красовался большой - 225 см длиной, рисунок бегущего лося. Он был необычно ярким в сравнении с предыдущими рисунками. При внимательном осмотре я поняла, что яркость – это результат подновления петроглифа. Об этом свидетельствовали подтеки современной краски. Но современный умелец-реставратор к счастью обвел не все детали рисунка. Нетронутыми остались нижние части ног лося и линии туловища. Они были сродни тем, что мы только что осматривали, но боле бледные, так как эта невысокая скала временами затапливалась бийской водой в периоды половодья.
Оторваться от созерцания бегущего лося было невозможно. Я много фотографировала, но мне казалось, что снятые ракурсы этого осовремененного древнего лося не столь хороши. В голове крутилась мысль о том, что я сюда уже не вернусь, поэтому надо отснять все тщательно. Если предыдущее местонахождение петроглифов располагалось на приличной высоте, то этот гигантский красный лось, бегущий в северном направлении, располагался как бы в гроте невысокой скалы на высоте 2,2 м от земли, и на некотором удалении от кромки русла. У скалы росли довольно взрослые сосны. Скала имела небольшой козырек в виде карниза, что и защищает рисунок от ветра и дождя. Плоскость, на которой размещен петроглиф, ориентирована на восток.
Зимний декабрьский день – короткий, поэтому надо было возвращаться. Обратный путь показался мне заметно короче. Мы быстро домчались до Турочака.
Прошло уже много лет, и те снятые фотографии украшают три моих издания. Но по истечении многих лет, могу сказать, что самым ценным для меня были не фотографии, а ощущения от прогулки и осмотра писаницы.
… Если чего-то очень хочется, ищи тех, кто тебе поможет…
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора.
Путешествуйте по Алтаю с нашими фотопутеводителями.
"Путешествие к Телецкому озеру".
Заказывайте, вышлю почтой