Хоть образ Кощея Бессмертного в народе очень популярен, но среди официальных исследователей четко прослеживается к нему четкая недоброжелательность. Почему у официальных исследователей такая нелюбовь это отдельная тема, ведь благожелательное отношение к этому образу не означает считать его положительным или отрицательным.
Одно из главных и основных черт образ Кощея Бессмертного его реинкарнация. В Древней Индии, как известно богом реинкарнации был бог Вишну, а богом подвижничества Шива. Ведь именно эпитет Кощея «Бессмертный» как раз и указывает что этому персонажу присуща реинкарнация, перевоплощение, и его убить окончательно невозможно, так как он может перевоплотиться во что угодно. Одну версию реинкарнации Кощея Бессмертного можно проследить по египетской сказки «Два брата», где в качестве Кощея Бессмертного в этой сказке выступает брат Бата.
Реинкарнация первая. Кастрация, лишения себя сердца и размещение его на кедр (дуб).
Реинкарнация вторая. Бык.
Реинкарнация третья. Два дерева персеи.
Реинкарнакия четвертая. Чудесное рождение ребенка.
Первая реинкарнация Кощея Бессмертного обычно излагается в таких сказках, где смерть заключена в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе.
Это сказки «Кощей Бессмертный», «Царевна-лягушка». Любопытно то, что в этих сказках, плененная женщина выведывает у Кощея тайну его запрятанной смерти. А это похоже на то как в сказке «Два брата» у брата Бату выведывает тайну его женщина, дочь бога Ре-Харахти. Любопытно и то, что дочь бога Ре-Характи выступает в трех случаях инициатором смерти его воплощений. Да и сам как персонаж эта женщина, дочь Ре-Характи так же любопытно. Согласно сказке эта женщина было создана богом Хнумом, в которую были вложены семя каждого бога Эннеады. Эта роковая красавица очень похожа на древнегреческий мифологический персонаж, Пандору, наделенную дарами богов, жену Эпиметея. Само возникновение Пандоры напоминает возникновение индийского бога Сканды.
Согласно сказанию, божество пламени Агни захотело совокупиться с супругами семи мудрецов, а богиня Сваха, влюбленная в Агни, по очереди обретала их внешность (образ одной из них, наиболее преданной своему мужу, она принять не сумела). Каждый раз после полового акта она забирала семя Агни, трансформировалась в птицу, летела на высокую гору и выливала его в золотую емкость. В скором времени на свет появился шестиголовый Сканда. А если учитывать, что бог Сканды аналогичен греческому богу Гермесу, то можно сделать вывод о схожести образов Пандоры и Гермеса. Здесь образ Пандоры можно отнести к разряду магически рожденных богинь, женщин, к тому же сотворенной группой богов.
К магически рожденной, сотворенной женщиной в индийской мифологии можно отнести жену Агастьи Лопамудра. Лопамудра была известна тем, что когда вышла замуж за Агастью потребовала от него, чтоб тот её обеспечил богатством, если он хочет, чтоб она родила от него сына, а также Илу, жену прародителя людей Ману, или бога Будху. Согласно легенде, спасенный от потопа прародитель людей Ману бросил в воду масло и творог и от туда явилась Ила, которая потом стала его женой. Это несколько напоминает рождение богини Афродиты, которую так и называют « пенорождённая ». Но, как известно, Афродита возникла от морской пены, взбитой упавшим в море детородным членом оскоплённого Кроносом Урана. А в сказке «Два брата», как известно брат Бата, кастрировал себя тростниковым ножом, отсек свой детородный орган и бросил его в воду, где его проглотил сом.
Согласно схеме, второй реинкарнации Кощея был бык, а третьей реинкарнацией дерево. Такая схема перевоплощений достаточно часто встречаются в преданиях. Например в русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка», где прослеживается связь реинкарнации «рябая корова — яблоня». В этой сказке рябая корова очень похожа на корову Нандини (Сурабхи) мудреца риши Васиштхи , брата риши Агастью. В древнеиндийской мифологии, как известно, Вишвамитра очень хотел овладеть этой коровой желаний Нандини. К тому же, в Древнем Мире был широко распространен миф об убийстве Быка богом Митрой. Но в преданиях о Кощее главная линия, это его противостояние с женщиной, наделенной всеми дарами, где родителями ее является коллектив богов, к тому же предполагается, что у Кощея был брат. Скорее всего потом этот элемент в предании был утерян, остался основным похищение женщин Кощеем в различных вариантах. В древнегреческой мифологии самый распространенный сюжет с похищением женщины, как известно, связан с Еленой Прекрасной, сестрой Диоскур Кастора и Полидевка. В христианстве братьев Диоскур Кастора и Полидевка знают как святых Косма и Дамиан, в простонародье известные как Кузьма и Демьян. Здесь следует отметить, что культ Диоскур как и культ Космы и Дамиана связан с почитанием яиц. Кроме оберегания свой сестры Елены от похищения Диоскуры сами занимались похищением женщин, дочерей Левкиппа Фебу и Гилайер , а так же похищением скота, стада быков, что привело их к ссоре с братьями Афаретидами, которая привела в итоге гибели Кастора. В Ветхом Завете тоже были свои братья двойняшки, это всем известные братья Исав и Иаков. Иаков известен, что украл первородство у своего брата Исава. Кроме воровства первородства у своего брата, Иаков еще украл дочерей Лавана, Лию и Рахиль, его внуков, скот и еще прихватил неосознанно идолов Лавана, которых украла Рахиль. Но ведь воровство связывают с культом бога Гермеса. И хотя у Гермеса не было брата близнеца согласно мифам, но его все равно связали с культом близнецов. Но в культе Кощея важно не просто обвинение в воровстве, а обвинение в ложном воровстве. В Ветхом Завете Иакова обвинили ложно в воровстве идолов, хотя это сделала Рахиль, а в былине ложно обвинили в воровстве чаши Князя Владимира Касьяна Михайловича. Любопытно, что там и там устраивают обыск, для обнаружения «кражи». Но согласно преданиям, чтоб воплотится в Кощея нужно принять наказание за эти ложные обвинения, либо самому себя за это наказать. В египетской сказке «Два брата» акт перевоплощения в Кощея был прост, произошло разделение между братьями в виде большого водного пространства, после чего брат Бата добровольно отрезал свой детородный орган тростниковым ножом и бросил его в воду. А потом пришел в долину Кедра, вырвал из своей груди сердце и разместил это сердце на цветок кедра. Акт перевоплощения у патриарха Иакова немного другой. На первой стадии во время бегства из Харрана в Ханнаан Иакова вместе со своим семейством настигает его тесть Лаван и обвиняет его в краже, в том числе своих идолов и они между собой занимаются судебной тяжбой. Сам ритуал этой тоже любопытен, ведь во время этой тяжбы они собирают холм из груды камней Галаад и делают из этого холма свидетеля, а точнее свидетеля судебной сделки и его окончательного решения. Но что еще любопытно, что согласно поверьям под грудой камней в виде холма древние греки почитали Гермеса. Вторая стадия это акта уже связана с непосредственным возвращением в Ханаан Иакова, когда семейства двух братьев разделяла река Иордан. Брат Иаков боялся гнева от своего брата Исава, решив от него откупиться, но тогда Иаков не был уверен, что такая сделка может состояться. Тогда Иаков со своим семейством и скарбом перешел вброд через Иавок. Там Иаков столкнулся с Некто и стал с ним бороться. Некто оказался Богом, и хотя Иаков во время борьбы повредил бедро, он смог получить от бога благословение, а сам бог дал Иакову новое имя Израиль. Но ведь так же известно, что бог Гермес еще покровительствовал борьбе. Божье благословение позволило братьям примериться с друг с другом и разделить между собой земли Ханаана.
Третья стадия акта с перевоплощением в Кощея связана с историей дочери Иакова Диной. Как известно, дочь Иакова Дину обесчестил Сихем, сын Еммора, Евеянина. Тогда Сихем и Еммор предложили выдать замуж за Сихема Дину с необходимым выкупом. Но сыновья Иакова за право жениться на Диане предложили обрезать весь мужской род Еммора. Когда весь мужской род Еммора был обрезан пришли два сына Иакова Симеон и Левий и перерезали этот весь мужской род мечами угнали их скот, взяли их все богатство, взяли в плен жен и детей. Узнав об этом Иаков был разгневан на своих сыновей за их проступок. На этой стадии уже есть насилие, обвине6ние в насилии, обрезание (кастрация), как наказание за насилие. Остался только заключительная стадия акта в перевоплощения в Кощея, которое уже связана непосредственно с дубом или кедром.
Четвертая стадия акта перевоплощения в Кощея связанная с дубом. За такое преступление или непомерное, неадекватное наказание Иаков должен как-то ответить. Поэтому Бог приказал ему устроить обряд очищения, очиститься, устроить жертвенник. Тогда повинуясь приказу Бога Иаков вместе со своими пришли в Вефиль близ от Сихема, собрали всех чужих богов, серьги, бывшие в ушах и закопали их под дубом. Другой эпизод связанный с дубом произошел некоторое время погодя, когда под дубом похоронил Иаков кормилицу Ревеккину Деберу, захоронение которое произошло в Вефиле. В Вефиле также произошло явление Иакову бога, который нарек его Израилем, благословил его, потомство его и подарил ему сию землю. По сути акт перевоплощения этим заканчивается. Но в заключительной стадии этого акта большую роль играет дуб. И здесь остается загадкой, а какую роль в этом деле играл Дуб и что общего в этом обряде очищения с культом Кощея. Скорее всего это обряд отречения и не просто отречения, отречение с обязательством ни когда этим не пользоваться и прикасаться. То есть Кощей размещает на дубе свою смерть, давая обед ни когда предметом хранения не пользоваться и не прикасаться. Не случайно же, что получить смерть Кощея, его яйцо Ивану царевичу пришлось прибегать к помощи животных, так как смерть постоянно ускользала из его рук.
Но следует отметить, что заключительная стадия перевоплощения Иакова в Израиль, или по русски, в Кощея изложена в Ветхом Завете несколько сумбурно, что предполагает сильное редактирование, глубокую переработку первоначального текста легенды. После перевоплощения в «Кощея» согласно схему появляется женщина с прекрасной внешностью и наделенная всеми дарами. Но в случае Иаковым нет появления женщины с прекрасной внешностью, но есть мужчина с прекрасной внешностью, это сын Иакова Иосиф, который выполнял роль жены брата Бату из египетской сказки. Как раз здесь возникает некоторое противоречие. Ведь согласно общепринятой мифологической схеме братья-близнецы выступают в качестве врачевателей, целителей, но не как обманщиков, воров и барыг, каким можно отнести бога Гермеса. Все же образ «Кощея» связан все так с образом моральной чистоты, а не с обычной продажности. С другой стороны образ Кощея связан с некоторой неотвратимости сурового наказания, когда бог Гермес связан с третейским разбирательством.