Когда мы год назад начинали наш «сериал» про музыкантов, отталкивающихся в своем творчестве от наследия Pink Floyd, самой первой группой, которой мы уделили внимание, были норвежцы Airbag. Но если Бьерна Рииса и Ко, играющих непосредственно во «флойдовской» стилистике, можно назвать «прямыми» последователями великих британцев, то герои нашей сегодняшней заметки работают в других направлениях прога. Но, тем не менее, и в их музыке можно найти «отсылки» к PF, на что некоторые наши читатели указывали в своих комментариях к предыдущим выпускам «флойдианы», и в чем мы и предлагаем убедиться.
Группа Kerrs Pink из маленького городка Тромборг, относится к числу самых старых из действующих норвежских команд — она была образована аж в 1973 году.
Хотя записей KP первых лет существования не сохранилось, известно, что группа изначально ориентировалась на мелодичный прог-рок и, судя по названию, без влияния «флойдов» здесь точно не обошлось. Но так или иначе к рубежу десятилетия, когда музыканты «дозрели» до записи собственного материала, музыка Kerrs Pink могла быть охарактеризована как фолк-прог с заметным влиянием классики. Первый сингл группы вышел в 1979 году, за ним вскоре последовал и одноименный с командой полнометражник. Характерным для саунда этого релиза номером можно считать номер «Sank fra skogen» (Песня из чащобы):
В составе команды в то время играли гитарист Торе Йохансен (Tore Johansen ), гитарист и флейтист Харальд Люйтомт (Harald Lytomt), клавишник и вокалист Хальвард Хаугеруд ( Halvard Haugerud), клавишник и гитарист Тронд Бен ( Trond Böhn) , басист и вокалист Йостейн Хансен ( Jostein Hansen) и барабанщик Терье Солас (Terje Solas ).
Первая пластинка, хотя и была записана на норвежском языке, получила известность и положительные отзывы и за пределами родины музыкантов. Естественно, что группа постаралась закрепить успех, выпустив в 1981 году второй альбом «Mellom Oss » (Между нами), выдержанный в той же стилистике. Kerrs Pink творчески развили найденные на дебютнике удачные ходы — «диалоги» гитар и флейты и «многослойные» гитарные соляки. Характерно, что и на втором релизе музыканты не перешли на «международный английский». Всю вторую сторону пластинки занимала многочастная прог-сюита «Mens Tiden Forgar » (Пока утекает время):
Но особенно хороша, на наш взгляд, заглавная инструменталка, «отзвуки» PF в которой слышны в полной мере:
Вроде бы второй полнометражник удался, все складывалось как нельзя хорошо, и группа находилась на подъеме. Но, как это часто бывает в такой момент, что-то пошло не так, и Kerrs Pink исчезает на целые десять лет.
Свое возвращение в 1992 году музыканты обозначили переизданием заново записанного второго альбома «Mellom Oss », за которым на следующий год вышел совершенно новый релиз — «A Journey On The Inside» (Путешествие внутри). Музыка группы сильно изменилась — в ней стало гораздо больше клавишных, хоров и, как результат, «симфонизма». Появилась скрипка и женский бэк-вокал. «Флойдовские» нотки почти исчезли. Не исключено, что это было связано с появлением в составе КР нового клавишника Пера Ойвинда Нордберга (Per Øyvind Nordberg ), который к тому же стал и основным вокалистом. Следующий полноформатник «Art Of Complex Simplicity» (Искусство комплексной простоты) 1997 года, весь материал к которому сочинил Люйтомт, закрепил новый курс группы, которая по своему звуку и стилистике все больше стала походить на других выдающихся британцев — Camel . Вершиной нового стиля КР стал вышедший в 2002 году альбом «Tidings» (Новости) с сильным влиянием фолка, женскими вокальными партиями, а также значительной ролью новых участников команды — клавишника Фредди Рууда (Freddy Ruud ) и основного вокалиста Лассе Тандеро (Lasse Tandero ).
После этого Kerrs Pink вновь берет десятилетнюю паузу в выпуске новых релизов и возвращается в 2013 году с альбомом «Mystic Spirit» (Волшебный дух), в музыке которого опять появляются отчетливые «флойдовские» нотки, как в композиции «Until I Know» (До тех пор, пока я знаю):
Очередной полноформатник группы «Presence Of Life» (Присутствие жизни) снова вышел после длительной паузы — только в этом году и подтвердил курс на возвращение к музыкальным «корням» группы, хотя от первоначального состава в ней остался только Харальд Люйтомт. Выпуск полноформатника предварил сингл «Luna», в музыке которого, как представляется, опять ощущается влияние PF:
Ютуб-канал Kerrs Pink – тема
Следующие герои нашей заметки — Arabs in Aspic — попали в число последователей «флойдов» непростым путем.
Вообще-то ребята из Тронхейма исполняют хэви-прог, а начинали и вовсе как кавер-группа Black Sabbath . Влияние «саботажников» оставалось в творчестве «арабов» превалирующим и после того, как они перешли к созданию собственного материала и решительно двинулись в сторону прог-рока. В качестве примера можно привести, скажем, композицию «Arabide» со второго альбома группы «Strange Frame Of Mind» (Причуда), записанного в 2010 году:
Ютуб-канал 68 ELENI LIVERAKOU
Если закрыть глаза — так и видятся Айомми и Осборн сотоварищи…
Лидерами Arabs in Aspic на первом этапе их существования были гитаристы Йостейн Смебю (Jostein Smeby) и Томми Ингебригтсен ( Tommy Ingebrigtsen) . С ними вместе играли органист Магнар Крутвик ( Magnar Krutvik) и братья Терье и Эскил Нюхусы — басист и барабанщик ( Terje Nyhus, E skil Nyhus).
Однако постепенно (а к настоящему времени AiA выпустили шесть полнометражников) в музыке группы начали появляться и новые элементы. Перефразируя фразу одного из героев культового польского фильма «Ва-Банк», «с возрастом снижается потребность в тяжести, но растет спрос на мелодизм». В какой-то момент стали заметны и «отзвуки» PF, как, например, в композиции «Victim of Your Father's Agony» (Жертва отцовской агонии) с одноименного альбома 2015 года:
К этому времени Ингебригтсен покинул группу, и единоличным лидером стал Смебю, который остается таковым и по сей день. В настоящее время с ним играют все тот же ударник Эскил Нюхус, а также клавишник Стиг Йоргенсен (Stig Jørgensen ) и басист (Erik Paulsen ). На последних на данный момент работах «арабов», в частности на альбоме 2020 года «Madness and Magic» (Безумие и Волшебство), снова в причудливой манере сплетаются влияние «саботажников» и «флойдов»:
Ну а в заключение, чтобы несколько сгладить впечатление от суровости норвежских викингов, «тематическая» шутка от Александра Пушного и Владимира Огнева:
Ютуб-канал RHatny
Предыдущая заметка цикла "По следам Pink Floyd":
По следам Pink Floyd. Часть 15. Польские поиски.
Продолжение следует.
#prog-rock #прог-рок #pink floyd