Найти тему
Журнал «Баку»

Бакинская архитектура эпохи первого нефтяного бума: как создавался облик города в конце XIX – начале ХХ века

Дом Митрофанова. Фото: Instagram @hiddenbaku
Дом Митрофанова. Фото: Instagram @hiddenbaku

Бурная эпоха нефтяной лихорадки оставила заметный след в облике азербайджанской столицы. Архитектура того времени подчеркнуто индивидуальна и персонифицирована, поскольку замысливалась, проектировалась и возводилась яркими и неординарными личностями.

Бакинская архитектура конца XIX – начала ХХ века, безусловно, одно из наиболее ярких и нестандартных явлений первого нефтяного бума (1872–1920 гг.). Шальные капиталы новоиспеченных нефтяных буржуа, помноженные на восточные широту души и желание показать себя, стали памятником своей эпохе, сохранив в камне домов историю, судьбу, а иногда и облик бывших владельцев.

Образ Ага Муртузы Мухтарова словно передался его дворцу, устремленному в небо, а аристократичность и величественность потомственного дворянина, нефтепромышленника и мецената Иса-бека Гаджинского гармонично сочетались с воздушной легкостью форм его знаменитого особняка на Набережной, близ Девичьей башни. Наконец, могучий, несколько тяжелый, хотя и филигранно проработанный особняк (у Ахундовского садика) Дмитрия Дмитриевича Митрофанова, мещанина Пермской губернии, как нельзя лучше вторит внешности его владельца, этакого дядюшки из «Приваловских миллионов».

Вместе с тем архитектурный ренессанс дореволюционного Баку вряд ли был бы возможен без плеяды ярких и талантливых зодчих, гражданских инженеров и подрядчиков. Иосиф Гославский, Иосиф Плошко, Казимир Скуревич, Зивер-бек Ахмедбеков, Евгений Скибинский грамотно сочетали в архитектуре местные традиции и классические направления.

Иосиф Викентьевич Гославский, выходец из варшавской шляхты, был одним из наиболее ярких представителей дореволюционной бакинской архитектурной элиты. Приехав в город в 26-летнем возрасте, Гославский берется за проект, от которого отказывались многие маститые архитекторы: строительство грандиозного православного собора Святого Александра Невского. Молодого инженера не испугали ни масштабы сооружения, ни объем строительных работ. К 1898 году 86-метровый собор великолепным каменным кружевом взметнулся над городом, став его архитектурной доминантой. В 1930-х годах собор постигла печальная участь московского храма Христа Спасителя и многих религиозных святынь, уничтоженных большевиками.

Собор Александра Невского
Собор Александра Невского

Поражающее своим величием здание принесло Гославскому известность в городе и славу «кавказского Растрелли» далеко за пределами Баку. Он становится автором большинства сооружений, возведенных в Баку крупнейшим промышленником, меценатом и общественным деятелем Гаджи Зейналабдином Тагиевым. К началу 1900-х годов по проекту Гославского возводится Тагиевский дворец (ныне Музей истории), полностью реконструируется Тагиевский театр (ныне Азербайджанский государственный академический музыкальный театр) и Тагиевская женская школа, первое светское учебное заведение для мусульманок на Востоке (ныне Институт рукописей при Национальной академии наук Азербайджана).

Не менее яркой личностью в архитектурной среде дореволюционного Баку был и Иосиф Касперович Плошко, современник и соплеменник Гославского. Если для последнего наиболее характерным считается неоклассический стиль, то с появлением Плошко начинается период так называемого бакинского модерна. Характерными элементами этого стиля были ажурность и легкость форм, изящность линий. Модерн требовал от архитектора выдающихся художественных способностей. Не меньших усилий требовало и воплощение этой архитектуры в камне. Наиболее заметными образцами бакинского модерна являются возведенные по проекту Плошко дома Нагиева на бывшей Телефонной улице (ныне улица 28 Мая, 4 и 6) или особняк Гаджиева в Ясамальском районе.

Особняк Гаджиева. Фото: İhsan Deniz Kılıçoğlu
Особняк Гаджиева. Фото: İhsan Deniz Kılıçoğlu

Основным заказчиком Иосифа Плошко становится крупнейший азербайджанский нефтяной магнат Ага Муса Нагиев. Компания Нагиева входила в десятку ведущих нефтедобывающих фирм дореволюционного Баку. Увы, колоссальное состояние оказалось бессильным перед болезнью его единственного сына, и когда в юном возрасте Исмаил Нагиев скончался от скоротечной чахотки, в память о нем отец построил великолепное здание Бакинского мусульманского благотворительного общества. Сооруженное по проекту Плошко в стиле венецианской готики, здание становится одним из ярчайших шедевров дореволюционного бакинского зодчества. При определенном внешнем сходстве с венецианскими Дворцом дожей или палаццо Контарини нагиевское сооружение не является слепым подражанием. Ощутимое влияние восточных традиций зодчества в сочетании с безукоризненной работой по камню и филигранностью отделки позволяют отнести это сооружение к выдающимся памятникам бакинского архитектурного ренессанса начала ХХ столетия как пример поразительного баланса между местными традициями и венецианским архитектурным наследием. Сегодня здесь располагается Президиум Национальной академии наук Азербайджана, однако старожилы по сей день именуют его не иначе, как «Исмаилиййе» в память об Исмаиле Нагиеве.

Помимо здания Мусульманского благотворительного общества Ага Мусой Нагиевым возводится грандиозное здание инфекционной больницы. Не желая полагаться исключительно на доходы от нефти, Ага Муса Нагиев вкладывал огромные средства в недвижимость, возводя великолепные особняки, по сей день являющиеся гордостью бакинской архитектуры. Нагиевские добротность и качество исполнения снискали этим сооружениям огромную популярность у наиболее состоятельной части бакинской публики, а понятие «мусанагиевский дом» в дореволюционном Баку говорило само за себя.

Огромную роль в бакинской нефтяной архитектуре сыграли инженер-строитель Александр Яковлевич Дубов и подрядчики братья Касумовы. Александр Дубов был выпускником Петербургской школы строительных десятников, а затем окончил одно из технических училищ в Финляндии. Свою деятельность Дубов начинает в 1900 году в Санкт-Петербурге, принимая участие в строительстве объектов Политехнического института. Тогда же он знакомится с французскими специалистами, внедрявшими в России железобетонные конструкции. Навыки, приобретенные Дубовым в этот период, окажут ему неоценимую услугу в дальнейшей деятельности в Баку.

Тагиевский пассаж (Старый универмаг) становится первым объектом в Баку, где им были успешно апробированы железобетонные конструкции. Затем последовали здание Коммерческого училища (ныне Педагогический университет), Летний клуб Общественного собрания (Азербайджанская государственная филармония им. М. Магомаева) и дом братьев Садыховых напротив, а также дом Мусы Нагиева на пересечении Торговой и Мариинской улиц (ныне Низами и Расула Рзы).

Ближайшими сподвижниками и помощниками Дубова в большинстве его строительных начинаний были владельцы крупнейшей в Баку фирмы подрядного строительства братья Касумовы. Имена Гаджи, Али и Имрана Касумовых в Баку начала прошлого века были известны довольно широко. Им, как правило, отдавали подряды на строительство своих домов богатейшие промышленники и буржуа.

Строительство братьями Касумовыми велось «под ключ», и их отец имел обыкновение проверять качество строительных работ, вставляя тонкое лезвие перочинного ножа между плитами каменной облицовки: оно не должно было пройти. Возможно, именно поэтому построенные ими дома смогли достойно выдержать советский период и постсоветское безвременье.

Создатели архитектуры «нефтяного бума» строили себя сами, развиваясь вместе с городом. Это были талантливые охотники за удачей, преодолевшие многие испытания на своем пути. И потому возведенные ими здания и сегодня продолжают удивлять своей самобытностью и индивидуальностью.

Текст: Фуад Ахундов

Журнал "Баку"