Добрый день, Чтецы!
Этот материал публикуется в рамках рубрики #записки книжного торговца , где я рассказываю истории из жизни книжного магазина.
Возможно, кто-то из Вас был свидетелем ситуации, когда в магазине делают замечание посетителю, который читает книгу прямо в торговом зале. А может Вы сами в неё попадали?
Имеют ли вообще сотрудники на это право?
Если рассматривать ситуацию с точки зрения закона РФ, покупатель имеет право беспрепятственно ознакомляться с товаром предлагаемым на продажу. И время ознакомления законом не ограничивается. Однако, в случае книг, есть интересная лазейка, так как чтение будет являться использованием товара по его назначению, а вот пользоваться не купленным товаром Вы уже права не имеете. Но все мы понимаем, доказать то, что Вы именно читали книгу, а не просто листали с целью проверки качества очень тяжело, поэтому и привлекать к ответственности Вас никто не будет. Если, конечно, Вы не испортили товар.
Руководство нашего магазина не поощряет чтение книг посетителями и просит тактично им об этом намекать. Но обычно, сделав подобное замечание, в ответ сотрудники слышат как раз таки тираду о законах и лихое «попробуй докажи, что я читал». А конфликтов в торговле и так пруд пруди, так что многие продавцы предпочитают лучше получить нагоняй от руководства, чем вступать в полемику с покупателем. Вообще, всё зависит от политики магазина. Где-то с этим очень строго, где-то предоставляют специальные места для чтения.
Это что касается закона.
Но ведь есть еще эстетическая и моральная сторона вопроса.
Всем прекрасно известно, что книги–далеко недешевое удовольствие. Вам бы хотелось отдавать деньги за свежее издание или то, что уже прочло 20 человек до Вас? Вот и мне кажется, что нужно уважать читателей, которые не хотят приобретать поддержанный товар по цене нового. Я–один из них. У меня вообще пунктик по поводу бережного отношения к книге. Замусоленный экземпляр я покупать не стану. А печатное издание–тот товар, по которому невооруженным глазом видно, был ли он в обороте. Даже если вы читаете очень аккуратно, не плюя на пальцы. На белых листах достаточно случайно провести по шрифту, чтобы он размазался.
У меня как сотрудника вообще есть возможность читать бесплатно. А кто узнает? Но в том и разница, что я слишком люблю книги и уважаю своих клиентов, поэтому никогда так не делаю, чего и Вам желаю.
Подводя итог: нет закона, который позволяет сотрудникам выгнать Вас из зала или отобрать книгу. Но я предлагаю уважать не только свои желания, но и окружающих людей. В библиотеке Вы можете бесплатно взять и прочесть книгу, товар в магазине предназначен для продажи, а не проката.
Отдельный привет я передаю посетителям, которые заламывают уголок страницы, чтобы не забыть, где остановились. Знайте, Ваш котёл уже греется 😈
Спасибо за внимание и хороших книг на Ваши полки!