Найти тему
михаил прягаев

«Пятера за поцелуй – это по-божески. Сталин умел прощать».

«Что вы находите в этом Каплере? Пузатый, толстый еврей с кривыми ногами, да еще и по мужским достоинствам небось не самый лучший боец». Спросил один писатель у одной из любовниц Каплера. : «Это вы, жеребцы, носитесь со своими достоинствами, как бандиты с ножами. Только познакомились с женщиной – тут же тащите ее в постель. А наш Люся берет не этим: после общения с ним любая женщина готова ему отдаться беспрекословно». Да, не случайно в те годы ходила присказка: «Язык – член Каплера».

«Пятера за ухаживания – это по-божески. Сталин умел прощать».

Приблизительно такую мысль высказал один из авторов, рассказывая трагической истории романа Каплера и дочери Сталина Светланы.

«Был конец марта 1974-го. Одесса, отдохнув от прошлогоднего нашествия курортников, жила собственной суетой, а не взятой напрокат. В приятном возбуждении город ожидал приезда Алексея Каплера. Билеты в филармонию на все три вечера были раскуплены. Интерес к столичной знаменитости подогревался тем, что за полтора года до этого на Центральном телевидении закрыли «Кинопанораму», которую он вел в течение шести лет, первое время — в прямом эфире. Люди скучали по телепередаче и ее ведущему, приоткрывшему форточку в «не наш» мир. Заглянули на одесские вечера Алексея Каплера и литературоведы в штатском. Свою разгромную рецензию они отправили секретной почтой киевскому начальству. Председатель украинского КГБ Виталий Федорчук информировал об этом доносе лично Владимира Щербицкого.

«КГБ при Совете Министров УССР - ЦК КПУ, тов. Щербицкому В. В. Совершенно секретно. 1 апреля 1974 года. Информационное сообщение.

С 19 по 21 марта 1974 года в зале Одесской филармонии состоялось выступление заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии кинодраматурга Каплера А. Я. о кинематографии в дореволюционный период, начале развития советского киноискусства…

В своих выступлениях Каплер основное внимание уделил рассказу об отдельных деятелях кинематографа и эпизодах из развития кино, которые в действительности не отражали историю становления советского киноискусства, принижал руководящую роль партии, стремился подкрепить это тенденциозно подобранными фрагментами из кинокартин».

«Отмечая революционные заслуги директора Одесской кинофабрики П. Нечеса как участника штурма Зимнего дворца, Каплер оскорбительно отозвался о нем как об ограниченном, тупоголовом, обезьяноподобном человеке».

Кстати, «литературоведы в штатском» - это отнюдь не натяжка. Мне уже довелось, неожиданно для себя, обнаружить и поделиться с читателем довольно любопытной информацией.

В статье «Возвращаю вам орден. Носить его одновременно с палачами лучших представителей русского рабочего класса — ниже моего достоинства» я рассказывал о том, как Советская разведка ликвидировала своего коллегу – невозвращенца Натана Рейсса.

Интересно, что двое из участников этой акции - профессиональные ликвидаторы Правдин и Афанасьев в послевоенном Советском Союзе окажутся в контрольно-пропускном пункте Советской литературы.

Правдин с 1948 по 1951 годы занимает ответственный пост главного редактора издательства «Иностранная литература», в котором начальником управления научной информацией трудится его коллега по работе в 1930-х годах Борис Афанасьев.

С 1958 по 1963 год Борис Афанасьев занимает пост ответственного редактора периодического издания «Произведения и мнения», которое выходит на французском языке. Помимо редактирования этого журнала Афанасьев с 1963 по 1965 год занимает пост заместителя главного редактора значимого литературного издания «Советская литература». Также с 1965 года до своей смерти он занимает должность заместителя редактора этого же журнала.

Первый вопрос, который возникает, когда ты узнаешь, что Каплер замутил роман с дочерью Сталина Светланой: каким местом он думал и на что рассчитывал?

К моменту встречи Каплера и Светланы Аллилуевой первый был уже лауреатом самой престижной награды страны и самым раскрученным сценаристом.

В соавторстве со своей гражданской женой Таисией Златогоровой он написал сценарий к фильмам «Три товарища», «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». В 1941 году вся дилогия «ленинианы» была удостоена Сталинской премии. Режиссером обеих картин был Михаил Ромм.

-2
-3

Кстати, Михаил Ромм был участником счастливого эпизода в трагической истории массового расстрела органами НКВД польских военнопленных в 1940 году, о котором я рассказывал в одной из статей специального цикла. Одним из подлежащих этому бессудному расстрелу оказался родственник знаменитого режиссера. Слава создателя двулогии о Ленине помогла Михаилу Ромму спасти родственника от расстрела. Об этом рассказал в ходе допроса бывший начальник НКВД по Калининской области Токарев.

Советские кинематографисты трудились над создание по сценариям Каплера фильмов «Котовский» и «Она защищает Родину».

-4

Молодой кинокритик Ростислав Юренев выпускает о нем книгу. Каплер был вхож в дом сына Сталина Василия, который выступал консультантом при написании сценария о летчиках.

Именно здесь, на даче Василия Сталина, Каплер впервые и встретился со Светланой Аллилуевой.

Каплер или Люся, как называли его близкие люди, обладал талантом рассказчика. Рассказывают, что еще в пору его юности Сергей Юткевич специально повез Каплера к писателю Бабелю, чтобы тот послушал его неподражаемые рассказы.

Такая близость к семье Сталина не могла не притянуть к персоне сценариста внимание тех, кому это положено.

И, конечно, соглядатаи знали о Каплере куда как больше, чем, например, Эдвард Радзинский, который называет Алексея Каплера самым главным сердцеедом столицы. В своей книге «Сталин» поп-историк рассказывает, что Алексей Каплер легко заводил романы даже с замужними дамами. По словам того же Радзинского, это был настолько обаятельный человек, что, когда одному обманутому супругу сообщили о том, что его жена встречается с Каплером, тот ответил: «Мужья на Каплера не обижаются».

Представительницы слабого пола очаровывались Каплером и сдавались под его напором чуть ли не в первые минуты после знакомства. Все, кто был этому свидетелем, потом удивлялись: как такое возможно? Например, некий писатель встретил как-то одну очень известную актрису, которая тогда ходила в любовницах Каплера, и честно спросил у нее: «Что вы находите в этом Каплере? Пузатый, толстый еврей с кривыми ногами, да еще и по мужским достоинствам небось не самый лучший боец». На что дама ему ответила: «Это вы, жеребцы, носитесь со своими достоинствами, как бандиты с ножами. Только познакомились с женщиной – тут же тащите ее в постель. А наш Люся берет не этим: после общения с ним любая женщина готова ему отдаться беспрекословно». Да, не случайно в те годы ходила присказка: «Язык – член Каплера».

Очаровалась Каплером и дочь Сталина. Понимал ли он, что, начав ухаживания за Светланой, встает на довольно зыбкую и потенциально губительную почву. Исходя из того, что я о нем прочитал, я склонен считать, что Каплер во-первых: чувствовал себя защищенным ореолом уже прославленного кинематографиста и лауреата Сталинской премии, во-вторых: защищенным знакомством с «сильными мира сего» (личные контакты у него были, вероятнее всего, не только с Василием Сталиным), и в-третьих: Каплер, видимо, считал, что красной черты не пересек. Он, видно, решил, что ничего предосудительного не совершает – только гуляет и развлекает разговорами о прекрасном юное создание. По свидетельству самой Светланы, их романтические отношения стадии сексуального контакта не достигли.

Ждать, когда это произойдет, Сталин не стал и защитил свою шестнадцатилетнюю дочь от сорокалетнего ловеласа. Защитил, как умел.

В 1943 году Каплер был арестован, осуждён за антисоветскую агитацию к 5 годам лишения свободы и этапирован в Воркуту.

Молодая девушка, чувствуя ответственность за его арест, при посредстве Берии сумела максимально облегчить участь Каплера. В Воркутинском лагере он трудился фотографом.

Условия ему были созданы настолько тепличные, что там - в лагере Каплер нашел свою новую любовь. Зековские будни скрасила Каплеру пребывающая в статусе вольнопоселенки актриса Валентина Токарская.

-5

После отсидки Каплер направился в запретную для него Москву и получил за это новый срок.

На новом месте Каплеру вновь создали максимально возможные удобства. Теперь это была работа в хозблоке. Романом с женой одного лагерного начальника Каплер лишил себя невиданных поблажек и отправился на общие работы. Теперь он вкалывал наравне со всеми остальными заключенными в шахте.

Свободу Каплеру принесла смерть Сталина. Он женился на своей лагерной любви Валентине Токарской и вернулся в Москву.

Каплер продолжал шишкоблудить. Токарская с таким положением вещей смирилась. В какой-то момент у Капера возобновились отношения и со Светланой. Светлана специально пришла в Театр сатиры, где работала Токарская, чтобы расставить все точки над i. Но, к ее удивлению, актриса не стала устраивать скандал и заявила, что ее муж волен поступать так, как ему заблагорассудится. «Я всегда знала, что Люся очень неверный человек, – сказала Токарская. – И вы не обольщайтесь. Он любил в своей жизни одну лишь Тасю Златогорову, но даже и ей он не был верен. Это такая натура».

Долгие годы стоически сносившая «левый уклон» Каплера, Токарская не простила ему развода.

Каплер влюбился во второй раз (если принимать за данность те слова Токарской, которые она сказала Светлане Аллилуевой), теперь в поэтессу Юлию Друнину.

-6

В этом браке все было по другому.

-7

По словам очевидцев, Каплер и Друнина составляли удивительную, редкую по человеческому взаимопониманию пару. Практически никогда не расставались, и все отпуска проводили вместе – в Крыму, в районе Коктебеля. Там они ходили пешком по Карадагу, проходя за день по нескольку десятков километров. Так продолжалось почти десять лет до того момента, когда Каплера забрал рак.

Цикл статей, представляющий собой дневник поиска постоянно ускользающей истины в ворохе лжи об исчезновении на просторах Советского Союза 26 тысяч поляков.

1. «Памятную доску о расстреле органами НКВД польских военнопленных снесли. На очереди мемориал на месте захоронения?»

2. «Рокировка. Памятную доску о расстреле органами НКВД поляков демонтировать – Сталину установить».

3. «Зрелище это, видимо, страшное, хотя бы потому, что Рубанов сошел с ума, Павлов, мой зам, застрелился, Сухарев застрелился,...»

4. "Было принято решение сами захоронения залить раствором щелочи, которая сжигает и костные останки, и материю, и металл"

5. "Кто, как не враг мог это сделать?"

6. «Все мною сказанное — правда, ответственность за клевету мне понятна, я сказал всю правду».

7. «Чему верить, рассекреченным архивным документам или письму Илюхина о том, что они сфальсифицированы и что эта вера меняет?»

8. «Является ли антироссийской подлостью «Антироссийская подлость» Мухина?»

9. ««Смотрю в книгу, а вижу фигу» или уникальное умение прочесть то, что хочется, там, где этого нет и в помине».

10. «Историческая правда о Катыни побеждает?»

11. «Катынский казус Нюрнбергского трибунала».

12. «Загадка записки Берии» .

13. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Мотив. Месть»

14. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Мотив. Версия историка Лебедевой»

15. «Самый сложный вопрос Катынского преступления. Рассказ экс-генерала МГБ»

16. «Белорусский и Украинский эпизоды заказных массовых убийств поляков»

17. «26 тыс. поляков отправили на страшный суд, и 61 тыс. членов их семей в Казахстанский ад на земле»