Продолжаем обзор личностных типажей, выведенных в романах И.С.Тургенева (в первую очередь в "Отцах и детях").
Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой.
Часть 1 : люди-"ивы" Часть 2; люди-березки
Ну вот и добрались до самого интересного. Едва ли не чаще, чем чистые и бесхитростные девушки-березки в книгах И.С.Тургенева встречаются женщины прекрасные, безумно влекущие, но опасные, легко, походя ломающие мужские судьбы. «Отцах и детях» это Анна Одинцова и Нэлли, (графиня Р., разбившая сердце Павла Кирсанова). Из других тургеневских героинь – Ирина Осинина-Ратмирова («Дым»), Варвара Лаврецкая («Дворянское гнездо»), Мария Полозова («Вешние воды»).
С каким же деревом можно их ассоциировать? Это явно хвойные: вечнозеленые, ароматные, манящие, однако не перепачкавшись несмываемой смолой и не уколов всех нежных мест взобраться на такую не получится.
Раз уж в книгах речь идет о дворянках, то это не какие-нибудь простонародные боровые сосны ("В лесу, говорят, в бору, говорят, растет, говорят, с-а-сё-о-о-о-нка!"), а дерево, для наших мест экзотическое. Пусть это будет пиния, сосна средиземноморская. Она будет расти себе на солнечном просторе, яркая, светлая, праздничная, ухоженная, радующая глаз.
Но неосторожно приблизившихся к пинии ждет судьба Карабаса-Барабаса, намертво прилипшего бородой и сбежавшего ценой великой потери. Если учесть, что в национальных культурах борода – символ мужественности… в общем, вы поняли.
Вообще, каких женщин обычно называют «роковыми»? Необыкновенно привлекательных, перед которыми мужчине трудно устоять. Нередко вполне доступных, при определенных усилиях. Но в конечном итоге радость от победы у мужчины – ну очень сомнительная. Точнее, если мужчине достаточно малой простой радости, свершившегося факта, то такой эпизод в зачет не идет. Зато если встретился человек совестливый, наивный, влюбчивый, или же очень самолюбивый и привыкший доминировать – то быть с ним беде. Ни верности, ни жалости, ни покорности, ни простого сочувствия он не получит. Тем более – никаких доверительных отношений.
Зато как завидуют таким дамам многие девицы! Ах, как хочется, чтобы и при твоем приближении мужчины так и падали и сами собой в штабеля укладывались! Да еще и усыпали дорогу своими кошельками. В чем секрет, что делает этих женщин такими невыносимо привлекательными и губительными?
Изысканная, вставленная в дорогую оправу красота – да. Роковые женщины у Тургенева не все безупречные красавицы от природы, но все обладают хорошим вкусом, желанием и средствами для подчеркивания своих достоинств. Как сказали бы сейчас, стильные и ухоженные.
Ум? Безусловно. По крайней мере все героини Тургенева отлично разбираются и в делах, и в людях, удивляют собеседников отличным владением иностранными языками, глубокими познаниями в искусстве и культуре. Марию Полозову вообще можно назвать бизнес-леди.
Твердый характер? Несомненно! Умение быстро принимать решения, железная воля, отсутствие сентиментальности... Э? Здесь уже горячо! Влекущая женственность – и отсутствие "чувств"? Как это сочетается?
В комментариях к предыдущих статьям читательница Ирина Байгот написала:
я имела в виду, именно в этом романе Тургенев показал все типы женщин:.. роковую женщину- разрушительницу( княгиня Р) и женщину, не умеющую любить ( Одинцова).
Вот прекрасно замеченный ключевой момент: роковыми разрушительницами ОБЕИХ этих женщин (и всех остальных упомянутых) делает как раз неспособность любить! Именно невозможность растопить сердце снежной королевы и сводит мужчин с ума, даже если им удается ненадолго завладеть телом.
И особенность эта не то, чтобы врожденная, хотя доминирование ума над сердцем у всех проявляется смолоду. Просто у каждой роковой женщины есть в биографии эпизод, когда она, еще совсем юная, сознательно подавила свои чувства ради выгоды. А если называть вещи своими именами – попросту продала себя. Очень дорого. Если я вещь, то я очень дорогая вещь! И поначалу казалось, что сделка очень выгодная. Все они получили богатство, доступ в высшее общество, и даже значительную личную свободу. Казалось бы теперь живи и люби в свое удовольствие!
Но... не получается! Что-то очень важное внутри убито. Как выразился Потугин ("Дым"): "У кого захотели вы правды? Лучшие из этих барынь испорчены до мозга костей." Крест, которым Нэлли перечеркнула сфинкса на кольце - он тоже об этом. Нет никакой роковой загадки, есть просто смерть души. И отсюда же проистекает циничная жестокость к чувствам других, как месть всему миру за свои обманутые надежды на счастье.
Вот и получается, что смола на стволе пинии, в которую влипают самонадеянные или неосторожные поклонники, проистекает из смертельных ран души. Поздно жалеть себя, и подавно незачем жалеть других!
Кстати, устраивать свою жизнь после достижения богатства и положения такие женщины могут очень по-разному. Одинцова, получив в браке отвращение к физической любви, жила строго. Графиня Р. меняла эпизодических любовников, каждый раз испытывая жестокое разочарование. Полозова развлекалась изощренным развратом, за которым с наслаждением наблюдал ее муж. Ратмирова ввязывалась в "темные, страшные истории".
Эта пляска темного пламени заканчивается вместе с молодостью. Дальнейшая жизнь зависит исключительно от ума и силы духа. Кто послабее – ломаются, не находят себе места, гибнут. Кто посильнее – обустраивают себе достойное положение в верхних эшелонах жизни.
Да, собственно, и сейчас все также. Многие молодые красавицы хотели бы дорого продать себя. Кое-кому это удается. Но только единицы удерживаются на вершине: самые умные, самые сильные, самые стойкие. Но счастливы ли они? Сами они нам ничего не расскажут. За них рассказал Тургенев. Ну и что, что прошло полтораста лет? Человеческая натура за это время мало изменилась.
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба .