В 1980 году один из самолетов Казанского авиаотряда встал на вечную стоянку в городе Чебоксары в Лакреевском лесу. Списанный самолет Ту-124 был подарен Казанскими авиаторами чебоксарской детворе....
Самолет был произведен в конце 1964 года на Харьковском авиационном заводе. После проведения сдаточных испытаний, 1 декабря 1964 года он поступил в транспортное управление международных воздушных линий (ТУМВЛ) в Шереметьевский объединенный авиационный отряд в 207 летный отряд. 12 декабря 1964 года Ту-124В был зарегистрирован в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-45069. На международных линиях наш авиалайнер пролетал всего лишь полтора года.
26 мая 1966 года он был передан в Приволжское управление гражданской авиации в Куйбышевский объединенный авиационный отряд в 173 летный отряд, который базировался в аэропорту Курумоч. До мая 1975 года самолет сменил свой порт приписки на Казань, оказавшись в 261 летном отряде. На одном из последних капитальных ремонтов на Минском АРЗ самолет был перекрашен в легендарную цветовую схему Аэрофлота образца 1974 года. В Казани самолет пролетал до начала 1979 года, пока не был списан 24 января по отработке назначенного ресурса, после чего встал в калашный ряд вместе с другими самолетами Ту-124 Казанского авиаотряда.
Через год самолету подарили вторую жизнь. Он был передан Чебоксарскому горисполкому. В первые дни января 1980 года самолет перелетел из Казани в Чебоксары, после чего началась наземная операция на место его "вечной" стоянки. Еще в аэропорту с самолета слили топливо и другие рабочие жидкости, сняли двигатели, демонтировали пассажирский салон и авиационное оборудование и приборы.
Местом для стоянки авиалайнера определили парк культуры и отдыха "Лакреевский лес". В ночь с 25 по 26 января 1980 года еще живой Ту-124 был доставлен в Лакреевский лес. Для транспортировки, для уменьшения габаритов самолета с него были демонтированы плоскости крыла, киль и стабилизаторы.
С помощью мощного трактора К-700 самолет отбуксировали с территории аэропорта к конечной троллейбусов у аэропорта. Оттуда началась транспортировка по улицам Чебоксар по тщательно проработанному маршруту по улице Ашмарина и проспекту Ивана Яковлева. Въезд в Лакреевский лес был заранее расширен. В 4 утра 26 января 1980 года без как либо происшествий самолет достиг конечного пункта.
Уникальная наземная операция не осталась без внимания. В газете "Советская Чувашия" за 26 января 1980 года была опубликована статья В. Ивановского "Ту-124 на улицах Чебоксар":
26 января 1980 года. Необычный рейс по улицам Чебоксар совершил самолет Ту-124. Его пунктом назначения стал Лакреевский лес. «Ветеран» воздушных сообщений поступил в распоряжение чебоксарской детворы.
Решено было перевозить самолет в ночную пору, когда на улицах меньше всего автомобилей. Чтобы предусмотреть возможные помехи и не причинить какого-либо ущерба городскому хозяйству, специальная комиссия детально разработала маршрут. Так как габариты лайнера явно не вписывались в улицы, пришлось снять с него крылья и хвостовое оперение - киль и стабилизатор. При этом самолет полегчал на пятнадцать тонн и весил примерно двадцать. Еще раньше были сняты двигатели, приборы, кресла из салона. <…> В роли тягача выступал трактор К-700.
Путь по городским магистралям начинался от троллейбусного кольца около аэропорта. А сюда лайнер довезли от авиапредприятия полем. <…> Въезд в Лакреевский лес пришлось расширить. В четыре часа утра воздушный корабль встал на приготовленное место.
После установки Ту-124 в парке, приступили к его сборке. Поставили на место демонтированные плоскости крыла, стабилизаторы и киль. На передней стойки шасси появилась предупреждающая табличка "Внимание! В связи с ремонтом самолета Ту-124 строго запрещается ... подход, лазить по крыльям самолета....". Но это никого не останавливало...
Несмотря на охрану парка, с самого первого и до последнего дня, самолет подвергался набегам вандалов и детей. Дети пилили с авиалайнера магний, для изготовления самодельных взрывных устройств. Вандали тащили с Ту-124, все что было плохо прикручено. Самолет детвора использовала, как экстремальный аттракцион, лазя по крыльям и фюзеляжу. Зимой дети устраивали соревнования по прыжкам с плоскостей крыла и стабилизаторов в сугробы. Возможный травматизм никого из детей и родителей не останавливал...
Чтобы уберечь самолет, в 1983 году вокруг него появилась ограда, а в 1984 году металлические лестницы. Внутри пассажирского салона авиалайнера организовали детский кинотеатр. Ту-124В СССР-45069 наконец-то обрел полноценную вторую жизнь, радуя детей показами детских кинофильмов и мультфильмов.
Из-за пожаров в аналогичных детских кинотеатрах внутри списанных гражданских самолетов, кинотеатр со временем закрыли по предписанию пожарных инспекторов. Ту-124 остался бесхозным. Администрация парка внутри салона авиалайнера ничего больше так и не организовала. Потом самолет подожгли, а восстанавливать его уже не стали. Выбили все иллюминаторы, внутри превратили его в общественный туалет. В дальнейшем Ту-124 завалился на хвост. После чего летом 1994 года самолет решили убрать с глаз долой. Демонтировали и сдали его на лом металлов. Так закончил свою жизнь Ту-124В СССР-45069...
(с) Юрий Дорошенко