Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. Дом Адамини. Удивительная судьба несостоявшегося рынка.

В большинстве своем, коренные ленинградцы и знатоки города, уже по названию статьи определились о чём сегодня пойдёт речь. Живо представили себе Марсово поле, известное «трёхмостье» - Театральный, Мало-Конюшенный и 2-й Садовый мосты, (не путать с «семимостьем» в районе Коломны) и роскошное, трёхэтажное здание на углу набережной реки Мойки и Марсового поля. Дом Антонова, он же - Дом Адамини. Вы не ошиблись, сегодня речь пойдёт именно о нём.))

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Попробую его описать. Юго-восточный угол здания (тот который «смотрит» на Михайловский сад) скруглён, два верхних этажа украшены пилястрами. По периметру здания проходит пышный лепной фриз, на портиках и юго-восточном углу — с грифонами. Фасады здания оформлены центральными ризалитами. В общем, как нынче изъяснилась бы юность, не здание – а, «бомба»!

Удивительно, но до начала XIX века, участок на котором сегодня стоит дом, капитально не застраивался. В начале, стояли домики немецкой и греческой слобод, затем после того, как они сгорели на их месте вырыли пруд. Позже появился летний, деревянный театр (Театр Книппера) в окружении сквера, но просуществовал он не долго. Пришедший к власти Павел I распорядился снести сооружение ибо оно мешало проводить военные парады на Марсовом поле, которые Павел так любил. И только когда землю приобрёл купец Антонов, выкупив её у Степана Апраксина, началось строительство известного нам здания.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Дом строили с 1823 по 1827 год. По каким причинам дом со временем стал не купца Антонова, а Адамини - итальянского архитектора-проектировщика, осталось в истории, видимо слишком пафосное место для г-на Антонова.))

Справка: Доменико Адамини, или, как его называли в России, Дементий Фомич, сын Томазо Адамини, каменных дел мастера. Тесно сотрудничал со знаменитыми зодчими, такими, как Карл Росси и Огюст Монферран. Работал при восстановлении Большого театра под руководством зодчего А. Модюи. Карл Росси пригласил его участвовать в сооружении Михайловского дворца. Доменико Адамини участвовал в строительстве ансамбля Главного штаба, зданий министерств иностранных дел и финансов на Мойке. За мастерство и усердие его наградили русскими орденами и ценными памятными перстнями от имени императора России.

Внешний вид здания в его первоначальном исполнении, предполагал разместить на первом этаже торговые места, поэтому аркада этого этажа была открытой. В этом решении был свой резон, ведь буквально через аптекарский переулок располагался известный на весь город «Круглый рынок» Кваренги. Но когда купец умер, его вдова перестроила первый этаж в закрытые помещения и дом стал обычным по тем временам, доходным домом.

Известность зданию принесли его жильцы. Одним из первых в доме поселился изобретатель электромагнитного телеграфа барон Павел Львович Шиллинг фон Канштадт. После того, когда один из опытов-демонстраций посетил сам Николай I , дом Адамини приобрёл широкую известность в столице.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

С начала XX века, часть здания была выкуплена городскими властями под выставочную и концертную деятельность. Здесь проходили различные выставки произведений искусства и концерты.

В 1914 году в этом доме, на втором этаже, разместилось популярное в столице Художественное бюро Н.Е. Добычиной . В нем проходили регулярные выставки, на которых экспонировались не только картины известных мастеров живописи, но и молодых художников разных направлений. В этом же помещении администрация бюро устраивала концерты знаменитых и начинающих музыкантов. Здесь впервые прозвучали произведения С.С. Прокофьева.

Примечательно, что в 1915 году в здании бюро устроило первую выставку русских авангардистов, среди которых были работы Розановой, Малевича и Татлина.

В просторной квартире Надежды Евсеевны Добычиной, которая находилась в этом же доме, запросто можно было встретить Блока, Есенина, Маяковского, а в дни посещения салона Ф.И. Шаляпиным, А.К. Глазуновым, И.Ф. Стравинским или В.Э. Мейерхольдом квартира Надежды Добычиной буквально переполнялась горожанами. Люди, к неудовольствию жильцов дома, располагались тогда даже на лестнице.

О.Мандельштам читает стихи в кафе «Привал комедиантов». Рисунок С.Полякова. 1916. С.-Петербург. Фотография рисунка из открытых источников в интернете.
О.Мандельштам читает стихи в кафе «Привал комедиантов». Рисунок С.Полякова. 1916. С.-Петербург. Фотография рисунка из открытых источников в интернете.

В подвале особняка в 1916 году режиссер Мейерхольд организовал литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» , в котором встречались уж после ставшие знаменитыми поэты, художники, артисты и писатели, среди которых Брюсов, Ахматова и многие другие. Стены и потолок в подвале здания, где раньше хранили дрова, расписали художники Борис Григорьев, Сергей Судейкин, Василий Шухаев, Александр Яковлев. По эскизу архитектора Ивана Фомина соорудили огромный камин. Вечера в «Привале…» собирали молодых поэтов с их «неожиданными» произведениями, которые читались здесь не только авторами, но и знаменитыми артистами театров и даже балеринами Большого театра.

К середине апреля 1916 года оформление помещений в подвалах дома Адамини завершили. «Биржевые ведомости» тогда писали по этому поводу: «Подвал в доме № 7 на Марсовом поле преобразился в жилище муз и граций. Фресковая живопись и лепные работы украшают потолки и стены подвала… Ничего подобного в Петрограде до сих пор не было…»

Артистическое кафе, в подвале дома Адамини, просуществовало до осени 1919 года.

Фрагмент фасада. Хорошо виден богато украшенный фриз здания. Фото: В.Кононов.
Фрагмент фасада. Хорошо виден богато украшенный фриз здания. Фото: В.Кононов.

Во время Великой Отечественной войны днём 26 ноября 1941 года в здание попали две фугасные бомбы. Одна разрушила внутренние конструкции восточной части здания, а вторая уничтожила центральную часть южного фасада. Дом Адамини был восстановлен в 1946 году.

Почти двадцать лет (с 1948 по 1968 год) в квартире № 37 этого дома жил и работал писатель Юрий Герман. В 1968 году на фасаде здания установили мемориальную доску с его именем.

Более двадцати лет (с 1948 по 1970 год) в квартире № 4 на третьем этаже дома жила писательница Вера Панова. Здесь ею был написан «Сентиментальный роман».

Наконец, уже в наши дни дом-красавец еще раз привлек к себе внимание. В фильме Алексея Балабанова «Брат» именно здесь происходит встреча героев Сергея Бодрова и Виктора Сухорукова.

Фото: В.Кононов.
Фото: В.Кононов.

Сегодня дом по-прежнему считается жилым. Благодаря треугольным очертаниям имеет три официальных адреса: Набережная реки Мойки, 1; Марсово поле, 7; Аптекарский переулок, 8.

Спасибо, что прочитали до конца!) Надеюсь, было не очень скучно.))