Диджей нашей радиостанции Интерра FM Александр Булгаков в этой заметке уделил внимание прекрасной половине человечества) Если кто-то считает, что у рока – не женское лицо, по всей видимости, только собирается знакомиться с музыкой. На протяжении десятилетий дамы доказывали, что умеют играть в рок-н-ролл не хуже мужчин. Десятки громких имён золотыми монетами упали в копилку вечной музыки и уже никуда оттуда не денутся. Если сейчас начать перечислять все замечательные женские голоса, которые оставили след в сердцах слушателей – вступление сильно затянется, поэтому уклонюсь от этого. Сегодня хочется обратить внимание на таких вокалисток, что могут и коня с ног сбить своим гроулом, да и в горящей избе концерт устроить. В сегодняшней подборке – пять альбомов с лютым женским экстрим-вокалом.
1. Otep – Atavist ( 26 апреля 2011)
Что мы знаем о ню-метале? Как правило – то, что стиль этот вспыхнул довольно неожиданно, очень ярко и выгорел дотла меньше чем за десятилетие. На стыке тысячелетий Ko Яn , Limp Bizkit , Staind , Papa Roach и Linkin Park вынесли в широкие массы такое звучание, что до той поры слышалось разве что в андерграунде и изредка прорывалось на полки музыкальных магазинов (взять хотя бы RATM или хип-хоп панков Beastie Boys ). Наткнувшись на золотую жилу ню-метала, лейблы начали разрабатывать её со сверхзвуковой скоростью и к излёту нулевых играть подобную музыку стало моветоном, потому как все самородки уже были извлечены, а пустая порода уже никого и ничем удивить была не в силах.
С подобным утверждением в корне не согласна Отеп Шамайя, что с самого основания своего коллектива упрямо тянула музыкальный вектор именно в сторону ню-метала. Во всём его блеске конца 90-х, практически не экспериментируя со звучанием. В итоге, когда вышел альбом «Atavist », он мог смотреться как музыкальный артефакт, что достоин украшать танцевальные вечера «для тех, кому за 30». Не в последнюю очередь – из-за того, что все пассажи в dropped C , что представили музыканты уже были избиты вдоль и поперёк. И тут появляется одно «но». Голос Отеп обладает магической силой – от звериного рёва до сладкого, без приторности, чистого вокала, Шамайя переходит без каких-либо проблем. Именно голос делает львиную долю работы на пластинке.
2. In This Moment – Blood (14 августа 2012)
Одной из причин скоропостижной смерти ню-метала послужил металкор. Впитав в себя все соки от хардкор-панка и трэша, он выдал такой звук, что быстро переманил в свои ряды тех любителей творчества ню-металлических коллективов, которым хотелось более острых впечатлений от прослушивания музыки и большего безумства на концертах вроде «сёркл-пита» или «стены смерти». Считается, что первым крупным прорывом для этой музыки стали Killswitch Engage , а за ними подтянулись и молодые музыканты, вроде валийских героев из Bullet for My Valentine или Avenged Sevenfold , что выжимали из своих инструментов всё, что было возможно и выдавали техничный, жёсткий и тяжёлый звук, при этом оставляя его коммерчески привлекательным.
Казалось бы, ко времени выхода своей четвёртой студийной работы «Blood », в металкоре было уже сказано всё, что можно произнести в слух. В реальности, конечно, было иначе. Он только набрал цвет, чтобы ощутить своё значение в палитре музыкальной индустрии и снял с себя шоры, которые не позволяли видеть всю картину целиком. Развитие стиля очень заметно в этом альбоме калифорнийцев из In This Moment . Они и раньше заглядывали на разные музыкальные территории, но в этот раз решили спустить свои фантазии с поводка и дать им полную свободу действий. Очень находчивая пластинка, которой есть что предложить и тем, кто любит потяжелее, и тем, кто ценит хорошие мелодии. Конечно, не в последнюю очередь – благодаря смешиванию мощного гитарного саунда с электронным. Но главный ингредиент в этом блюде – конечно вокал Марии Бринк, которая чувствует себя свободно в любой манере пения.
3. Iwrestledabearonce – Hail Mary ( 16 июня 2015)
Если вам хочется послушать дэткор с убойной дозой юмора, пропитанного подростковым духом – за подобным без раздумий нужно идти к этим ребятам. С первого своего появления, коллектив заслужил себе славу главных металлических паяцев – одни названия треков чего стоят: «Опасность в яслях», «Кошачья пижама» и тому подобное. Постоянные отсылки к поп-культуре, вторжение в совсем далёкие от тяжёлой музыки жанры и тщательное взбивание их блендером своих инструментов – всё это привлекло определённое внимание публики и вписаться на лейбл Century . Выпустив два лонгплея, коллектив понёс потерю в лице вокалистки Кристы Кэмерон (позже она воссоединится с ещё двумя бывшими участниками iwrestledabearonce и создаст банду Empyrean Lights ). На новую вокалистку сразу набросились поклонники группы, утверждая то, что эта замена абсолютно провальная. Первый же альбом с Кортни Ла Плант, пусть и не без натяжки, доказал – они заблуждаются.
На своём четвёртом (и финальном) альбоме, группа впервые стала воспринимать себя всерьёз и это однозначно пошло им на пользу. Такой плотный и технически сложный материал, музыканты не выдавали никогда. Хаотичные риффы стремятся сменить друг друга как можно скорее, словно у них запущенная форма синдрома дефицита внимания и гиперактивности, и им сложно концентрироваться на чём-то одном больше нескольких секунд. Ла Плант, кажется, чувствует себя в своей тарелке даже в тех местах, где приходится петь чистым вокалом (на прошлой пластинке это было её самым уязвимым местом) и выдаёт достаточно мощные партии, которые отлично сочетаются с тем хаосом, что творят музыканты. Если подводить итог – пластинка – самая цельная работа группы за всё время своего существования. Она не даёт тебе заскучать ни на секунду, постоянно держа в напряжении.
4. Jinjer – Kind of Everything (29 июля 2016)
Украинский квартет Jinjer – один из немногих коллективов с просторов постсоветского пространства, получившие мировое признание. С 2009 года они играют достаточно интересный металкор, в котором есть место не только традиционным риффам и дженту, но и для джаза и ямайского вайба отыщется подходящий уголок. Причём, всё это обёрнуто таким образом, что результат их стараний не выглядит дряхлой тканью с абы как пришитыми заплатками. В то время как многие группы пытались перещеголять друг друга в скорости и хитросплетениях гитарных партий, воспринимая мелодии, как необязательный элемент тяжёлой музыки, Jinjer отталкиваются от крепких музыкальных ходов и уже вокруг них строят свою стену звука.
Их дебют на широко известном в металлических кругах Napalm Records – ни в коем случае не вершина творения этого коллектива, но отличный способ заявить о своих серьёзных намерениях относительно собственных перспектив в музыке. Татьяна Шмайлюк – одна из самых сильных вокалисток всей тяжёлой сцены последних лет. Она может рвать и метать всё на своём пути мощным расщеплением, но с тем же успехом ей удаются и чистые партии, исполненные с сильной энергией. Отлично выстроенный альбом для группы, чьи творческие свершения ещё впереди.
5. Arch Enemy – Will to Power (8 сентября 2017)
Уж кто-кто, а эти шведы не нуждаются в представлении. За четверть века своего существования, Майкл Эммот и компания выгрызли себе место в пантеоне славы тяжёлого рока. Их первые работы с Юханом Лиивой – почти эталонный MDM , который творил с тобой полумифического «Кровавого орла» своей гремучей смесью нордического мрака, жестокости и потрясающе техничных музыкальных ходов, выворачивая тебя наизнанку. Многие считают этот период группы – лучшим за всю их историю, а с приходом Госсов из их музыки улетучилась особая магия, которая делала Arch Enemy притягательными для посвящённых. Так это или нет – вопрос останется открытым. Но именно на период Ангелы приходится взлёт популярности этой группы. Через десять с небольшим лет, она сложила микрофон и стала заниматься организационными вопросами, а на своё место из канадской банды The Agonist выписала Алиссу Уайт-Глаз.
На свой одиннадцатый альбом, музыканты не стали поражать воображение сложными по структуре композициями, а сосредоточились на мелочах в аранжировке – тут и приятные гитарные пассажи, и зубодробительные бластбиты, и струнные с клавесином. Что говорить о звучании пластинки – со звуком там помогал Йенс Борген, за плечами которого около сотни альбомов (в том числе – предыдущая работа Arch Enemy «War Eternal »). И, конечно, миниатюрная Алисса, которая обладает богатым арсеналом вокальных приёмов. По итогу получился хороший лонгплей от группы, которая уже давно всем и всё доказала, а теперь делает то, что ей вздумается. И делает это на высочайшем уровне. Что бы там ни говорили пуристы от MDM .