06.03.2021 • Даниил Денисов , журналист
«Мы бедная страна, поэтому должны сначала платить долги международным кредиторам, а потом уже помогать своим гражданам» (Владимир Зеленский – президент Украины – о своей экономической стратегии 20.05.2020г).
От «завершения эпохи бедности» к новым свершениям
В конце октября прошлого года Владимир Зеленский презентовал проект новой «большой нашей национальной идеи, своеобразной экономической конституции Украины» - стратегию экономического развития до 2030 года. Он отметил, что в 2021 году Украине исполняется 30 лет – возраст, когда «принято подводить предварительные итоги, делать важные выводы, взрослеть, без иллюзий и розовых очков честно ответить себе, где мы сейчас, куда хотим дойти, и как именно, и на что мы с вами готовы ради этого».
«Украина – не больна, - заверил Зеленский. - Всё это время Украина была слишком скромной, стеснялась мечтать, мечтать смело, мечтать амбициозно. Украина была нерешительной, чтобы быть не только самой большой страной Европы, но и самой успешной. Всё негативное мышление должно уйти в прошлое».
При этом он добавил, что представленные правительством на основании результатов аудита основные векторы развития украинской экономики помогут «постоянно расти, реализовывать уже существующий потенциал и создавать новые прорывные идеи. При этом президент Украины призвалне догонять кого-то, а «быть впереди».
«Это важные, но далеко не последние шаги», - бравурно обнадёжил он украинское общество, заждавшееся, к слову, хоть каких-то этих самых шажков для обещанного Зеленским «завершения эпохи бедности».
3 марта Кабинет министров Украины на своём заседании утвердил национальную экономическую стратегию Украины до 2030 года, а премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что это первый такой фундаментальный документ в истории Украины , который «должен привести страну в клуб развитых и успешных государств».
« Стратегия разработана с привлечением экспертов, ученых, чиновников, народных депутатов. Это станет весомым вкладом в развитие успешной, богатой европейской Украины», – заявил Шмыгаль.
Впрочем, шансы самого Шмыгаля, в качестве премьера, и его Кабинета подводить даже первые итоги работы в этом направлении, не слишком очевидны.
В релизе Кабмина о новом документе сказано, что стратегия определяет шаги развития промышленности , аграрного сектора, добычи, инфраструктуры, транспорта, энергетического сектора, информационно-коммуникационных технологий, креативных индустрий, сферы услуг и учитывает диджитализацию, «зелёный курс», развитие предпринимательства и сбалансированное региональное развитие.
Среди принципов, на которых будет построена национальная экономическая стратегия, в правительстве Украины естественно называют европейскую и евроатлантическую интеграцию , неприкосновенность частной собственности, верховенство права, нетерпимость к коррупции, свободную и честную конкуренцию. Короче – «все хорошее….»
О реализации «уже существующего потенциала»
Ещё в период подготовки получившей жизнь 3 марта национальной стратегии звучало множество оценок этого «абсолютно открытого транспарентного процесса», включившего в себя 20 векторов экономического развития до 2030 года. Публичное обсуждение закончилось с подготовкой аудита экономики Украины и векторов экономического развития .Составители этого документа представили его как своеобразный фундамент для ответов на стратегические вопросы и оценок ключевых направлений.
В первой части документа авторы, пытаясь ответить на сакраментальные вопросы «кто мы, откуда и куда идём?», делают заключение, что экономика Украины полностью зависима от помощи международных доноров и переводов в страну трудовых мигрантов со всего мира. Фиксируется острая нехватка прямых иностранных инвестиций, дефицит торгового баланса, офшоризация и «тенизация» отечественной экономики. Составители указывают на критические уровни дефицита бюджета и государственного долга в 2020 году, сопоставляя суверенный кредитный рейтинг Украины с Монголией, Ганой и Конго.
В качестве целей макроэкономики к 2030 году стратегия предполагает замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал, переориентацию государственных проектов по финансированию социальной инфраструктуры на так называемые проекты развития, внедрение альтернативного финансирования бизнеса и фондового рынка.
Интересно, что работа «по переориентации социальной инфраструктуры», по недавнему заявлению того же Шмыгаля, может привести к тому, что на Украине через 15 лет перестанут платить пенсии . В стратегии – 2030 об этом, правда, умалчивается.
В разделе о верховенстве права признаётся, что половинчатые реформы последних лет привели к тому, что Украина по показателям Индекса восприятия коррупции в 2019 году заняла 126 место из 198 стран, наряду с Джибути и Боливией. Судебная система перегружена делами из-за более 2 тысяч вакантных должностей судей по всей стране, а само доверие общества к этой ветви власти составляет около 15%.
Даже приводя этот печальный показатель, авторы несколько приукрашивают картину . На сегодня украинским судам полностью доверяют лишь 1.7% украинцев, а «скорее доверяют» всего 11.3%.
Ничего не сказано в разделе о верховенстве права и о грубом вмешательстве президента Зеленского в работу Конституционного суда, отстранении его председателя и блокировке работы этого органа. Возможно, такие действия каким-то образом послужат началу судебной реформы на Украине, но пока этот спор лишь набирает обороты, имея все признаки конституционного переворота в стране.
В этой связи перечислять в целях-2030 мероприятия на краткосрочный и долгосрочный период в парадигме «улучшения, обновления, эффективного функционирования, имплементации, реализации, разграничений и восстановление доверия» представляются простым набором терминов. Однако следует признать, что над этой частью документа работала команда профессионалов-новаторов, потому что в стратегию внесено такое досель неизвестное понятие, как «проевропейская антикоррупционная реформа».
Далее авторы аудита констатируют, что чрезмерная и неэффективная регуляторная среда приводит к излишним нагрузкам и давлениям на бизнес. По этой причине Украина находится лишь на 64 месте в рейтинге Doing Business, что значительно ниже всех других стран региона. В этой связи правительство до 2030 года выбирает приоритеты, связанные с проведением реформы трудового и антимонопольного законодательств, обеспечит улучшение процессуальных основ и будет совершенствовать политику в отношении конкуренции.
Эта программа писалась до скандальной истории с отключением трёх телевизионных каналов и запретом на ведение бизнеса представителей украинской оппозиции. Поэтому вполне благие намерения правительственной стратегии в отношении поощрения конкуренции в деловой среде Украины, по всей видимости, следует как бы приветствовать.
Раздел об управлении государственной и муниципальной собственностью предваряется аудиторским заключением о том, что «в вопросах приватизации отсутствуют видение и стратегия управления». Подчёркивается, что у органов исполнительной власти низкая институциональная способность, но при этом «высокий уровень политизации и коррупции». Подсчитано, что в стране есть 3600 предприятий в государственной и более 14000 в коммунальной собственности.
«Уже давно доказано, что государство является плохим собственником и плохим инвестором. Поэтому мы, как бизнес, выступаем за то, чтобы Украина превратилась в современное, цифровое, сервисное государство, где работает реальный частный сектор – развивая экономику, увеличивая количество рабочих мест, повышая покупательную способность населения и создавая большие фонды для обеспечения пенсионеров и социально незащищённых граждан», - выстраивает стратегию уволенный ранее с должности министр охраны здоровья Украины, а теперь президент ассоциации налогоплательщиков Григол Катамадзе
Этот раздел документа занятен тем, что не успели остыть чернила на подписи Шмыгаля к утверждённой национальной экономической стратегии Украины, как премьер сделал первый шаг, означающий, что слово «национальной» в этом документе прописано несколько неуместно. Относительно же государственной собственности есть некоторые идеи, опережающие графики стратегии-2030.
4 марта стало известно, что Кабинет министров по инициативе Шмыгаля готовится протолкнуть через Раду законопроект №4020 , который позволит отдать часть государственных активов в руки транснациональных корпораций. По сути всё как бы остаётся в государственной собственности, но теперь только на 50%. Под новый закон, скорее всего и в первую очередь, попадут самые прибыльные и лакомые украинские активы: «Нафтогаз», «Укрпочта», «Украинские железные дороги», а также Киевский завод автоматики – дочерняя структура «Укроборонпрома», Харьковский завод «Хартрон» - производитель систем управления в ракетно-космической отрасли и Днепровское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта. Иностранные покупатели радостно потирают руки, но, по мнению Кабмина Украины, «это позволит в рыночной среде сохранить активы для будущих поколений».
Есть в этом и некоторый утешительный мотив, следует признать. Теперь, может быть, не придётся содержать на многомиллионные зарплаты из бюджета великую армию иностранных наблюдателей в структурах продаваемых предприятий.
Ну чем не государственная стратегия? Пусть пока что с индексом 2021, и может она покажется кому-то «трошечки» латентной. Но зато эта проверенная тактика и стратегия не такая громоздкая и заумная, результаты которой надо ждать целых десять лет до 2030 года.
Часть стратегии-2030 об инвестиционной привлекательности Украины посвящена заключению о том, что страна уступает соседям по региону в качестве судебной системы, кредитному рейтингу, политической и военной стабильности и, как следствие, получает лишь 0.1% мировых прямых иностранных инвестиций. При низкой заинтересованности международных инвесторов, ежегодно около 10-11 миллиардов долларов капитала выводится в оффшорные зоны. В качестве целей стратегии предусматривается введение налога на выведенный капитал и амнистия капитала, создание Международного финансового центра (International financial centre Kyiv), развитие фондового рынка, введение страховой медицины и увеличение доли государственных инвестиций в общей структуре бюджета.
В этой связи показателен пример китайской компании Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co в контексте инвестиционной привлекательности Украины. Китайский акционер запорожской ПАО «Мотор Сич» подвергся необоснованным санкциям, введённым Украиной, и лишён возможности даже провести собрание акционеров. В компании заявляют, что она незаконно лишена своих прав, обязанностей и обязательств, что «повлечёт за собой огромные необратимые убытки», а также иск к Украине в размере 3.5 миллиарда долларов. По мнению Skyrizon, такие действия Украины могут отпугнуть других потенциальных инвесторов и ухудшить ситуацию в украинских промышленных отраслях.
Что касается промышленности, то аудит правительственной стратегии отмечает потерю мощностей за годы независимости. Изношенность основных средств производства находится на уровне 51%, дефицит квалифицированной рабочей силы, высокий уровень ресурсо- и энергоёмкости, а также вредных выбросов от стационарных источников затрудняют доступ к европейским рынкам сбыта. Из-за отсутствия необходимого количества инвестиций страна имеет низкий уровень технологичности промышленного производства и продукции.
Поэтому среди целей к 2030 году намечено инновационное развитие промышленности путем создания площадок для обмена опытом по внедрению новых технологий, а также интеграция в Европейскую платформу сотрудничества кластеров. «Страна должна вкладывать в развитие инфраструктуры: железнодорожной, портовой, речной, дорожной, аэродромной, энергетической, телекоммуникационной» , - перечисляет направления и призывает директор GMK Center Станислав Зинченко.
Тем временем, уже после презентации и утверждения программы Стратегия-2030, при всём уважении к коллективу её составителей, Heritage Foundation подготовил своё исследование, где Украина заняла 127 место в рейтинге экономических свобод за 2021 год, и находится в положении между Джибути и Мавританией. Среди европейских государств Украина оказалась на последнем месте среди 45 стран региона.
Авторы правительственной программы считают, что к 2030 году на Украине будет обеспечена полная либерализация рынка земли в агросекторе, повысится уровень технологичности путём создания условий для открытия в стране R&D центров и проникновения технологий Smart Farming в отрасль. Пока же в секторе, который генерирует 9% ВВП ( а по другим данным – до 37% ВВП ) страны, велика доля «теневых отношений» из-за несовершенства регулирования и ограниченного доступа к финансовой и страховой системам.
О потере Украиной основных сельскохозяйственных рынков и ничтожных квотах на поставки сельхозпродуктов в ЕС авторы стратегии умалчивают. Ничего не говорится и о том, что Украина вывозит своё зерно, чтобы начать импортировать чужое и дороже. В прошедшем году импорт пшеницы на Украину вырос в семь раз, а по уровню продовольственной безопасности бывшая житница разместилась рядом с Боливией и Гондурасом
Стратегия-2030 охватывает также такие отрасли как энергетика, добывающая промышленность, транспорт и инфраструктуру. Отмечается, что во всех этих отраслях Украина стремительно теряет свои позиции. Так, показатель энергоёмкости ВВП является одним из худших в мире, что привело Украину к серьезному энергетическому кризису. Разрабатывается лишь треть из разведанных 12 тысяч месторождений полезных ископаемых.
Около 90% дорог в изношенном состоянии, Украина находится на 119 месте в мире по уровню качества дорожной инфраструктуры. Почти четверть от совокупной протяженности эксплуатационных железнодорожных путей требует ремонта, а уровень износа подвижного состава приближается к 100%. В этих отсталых сферах Украина также намерена к 2030 году добиться ощутимого прогресса и выхода на передовые позиции.
Оптимистично, в числе прочих мер, предполагается реализация программы Green Deal в энергетике, стимулирование инновационной деятельности в добывающей промышленности, а также использование потенциала государственно-частного партнёрства и присоединение украинской транспортной системы к транзитным коридорам TEN-T и TRACECA.
По подсчётам составителей Стратегии-2030, нереализованный экономический потенциал Украины, которая к сегодняшнему дню умудрилась оказаться самой несчастливой страной Европы, оценивается за 10 лет не менее чем в 1 триллион долларов. Использование этого потенциала, по подсчётам украинских стратегических аналитиков – составителей программы, может стать предпосылкой для быстрого экономического роста и удвоения ВВП страны за последующие 10-15 лет. Это означает, что доходы населения вырастут в три раза, ВВП Украины приблизится к 300 миллиардам долларов, экспорт составит 100 миллиардов долларов, а инвестиции превысят 30 миллиардов долларов каждый год. Так что счастье не за горами!
А потом уже помогать своим гражданам…
Ровно год назад был сформирован Кабинет министров Украины под руководством Дениса Шмыгаля. Представленная им правительственная программа была дважды забракована и отвергнута депутатами Рады, но, тем не менее, Кабмин так и работает всё по тому же документу, содержащему 600 обещаний. На днях украинские журналисты издания «Слово и дело» подсчитали, что за год работы правительства не выполнено и одной десятой этих самых обещаний.
За неимением положительных результатов, одним из своих достижений Шмыгаль объявил не полный обвал экономики – всего 4.5%, а ведь могло быть, мол, и больше. Всё это, по мнению украинского правительства, должно вдохновлять население, которое приучается к мысли, что заслугой правительства является хотя бы то, что они до сих пор живы, а страна успешно «справляется с агрессором» и движется в ЕС.
В этом ряду, наравне с майданными обещаниями «получать зарплаты и пенсии по 5000 евро и жить как в Европе», наряду с обещаниями Зеленского покончить с бедностью и построить «страну мечты», находится ещё один горький плод той «революции достоинства» - «экономическая конституция», стратегия экономического развития Украины до 2030 года. Совсем скоро этот документ забудут, и он окажется где-нибудь рядом с выброшенными на помойку миллионами опросных листов, которые украинские граждане заполняли на местных выборах, отвечая на вопросы Зеленского о будущем своей страны.
На Украине большинство людей становится беднее с каждым днём, да и самих людей всё меньше и меньше. В стране ничего не поменяется кардинально, ни сейчас, ни через год, ни к обозначенному стратегией Шмыгаля 2030 году.
Останутся мизерные зарплаты и пенсии, будут расти убийственные тарифы и цены на хлеб и лекарства, фабрики и заводы уйдут в руки иностранцев и местных нуворишей, будут закрываться больницы и уезжать из страны на заработки кто сможет. А страна будет должна МВФ или кому-то ещё.
Временный ресурс бездействия и некомпетентности украинских властей ещё не исчерпан, судя по воспроизводству новых грандиозных планов и долгосрочных стратегий. Но в целом рано или поздно придётся понять, что за всем этим ничего нет.
«Где мы сейчас, куда хотим дойти, и как именно. И на что мы с вами готовы ради этого », - кажется, так говорил Зеленский…
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.