Сейчас в береговой зоне находится трехъярусное сооружение с навесом, домиком и пирсом. Оно находится рядом со знаменитым полуостровом, которым некогда владел авторитетный бизнесмен Роман Цепов. (Убит в 2004-м). В генплане Токсово полуостров обозначен как «общественная территория для пляжного отдыха». Однако пройти на пляж не получится – мешают заборы высокопоставленных владельцев. С заборами председателя ТСЖ «Нежность» Владимира Мутохина и владельца «Первой мебельной фабрики» Александра Шестакова активисты справились: заручившись решениями суда, спиливали их, пока хозяевам не надело восстанавливать. Осталось главное препятствие – постройка, ведущая к воде от дома вице-президента «Роснефти» Александра Шишкина. Формально сооружение было признано бесхозным, однако г-н Шишкин ближе к финишу все-таки вступил в дело в качестве «третьего лица».
Летом 2020-го суд вынес решение: освободить береговую полосу. Администрация его выполнять не спешила. Активисты из движения «Токсовские озера» подали иск о незаконном бездействии чиновников. И в феврале 2021-го – выиграли процесс. Теперь постройку придется демонтировать.
Это небольшая, но очень важная победа. Токсово с начала 90-х стало живой (чуть живой) иллюстрацией принципа «друзьям - все, остальным – закон». Заборы, уходящие в воду, самостийные пирсы и незаконные постройки для бизнеса, самозахват участков по липовым документам или вовсе без них, вырубка леса – здесь это было повседневностью, бытом. И только неустанная, дотошная активность местных жителей позволила понемногу выправлять ситуацию. Другой принцип – «закон един для всех» - нигде в России не достижим в полной мере, а в Токсово – в особенности. И единственный способ к нему хотя бы приблизиться – жить так, будто он есть и действует.
Торчать в судах, подавать иски – совершенно не интересное занятие, И выходные приятнее проводить с семьей, а не с бензопилой. Но если плюнуть и самоустраниться – местных и многочисленных дачников из «старых» садоводств вытеснят довольно быстро, а берега озер станут доступны очень ограниченному кругу лиц с неограниченными возможностями.
«Мы хотели на примере одного водоема - озера Лассылампи - показать всем, что берег озера может быть свободным от любых ограждений, - говорит Андрей Гончаров, один из истцов по делу. - Для этого нужно упорство и желание. Если не получается решить вопрос через местную власть и госструктуры, остается суд».