Френсис Скотт Фицджеральд стал одним из важнейших авторов "потерянного поколения" США. Хемингуэй, пожалуй, тут поспорит, но все же, для массового, обычного читателя, Гэтсби знаком куда больше чем та же "Фиеста" или же "Прощай оружие". Ну это я так, к слову. Прочитав три романа Фицджеральда я так же остановил свои предпочтения именно на Гэтсби. Почему же это произведение не выходит с топов продаж вот уже почти 100 лет? Давайте порассуждаем.
Интересный факт.
Во время написания своих произведений многие авторы дают временные названия своим творениям. Конечно же и "Гэтсби" не избежал разных названий. Среди них были: "Вокруг мусора и миллионеров", "Неистовый любовник", "Пир Тримальхиона". Последние название особенно нравилось самому Фицджеральду. Когда его жена редактор все же уговорили выбрать прекрасное и лаконичное "The great Gatsby". Уже в последние дни, когда книга была отдана в печать, Фицджеральд все время семенил около редактора и хотел сменить название на "Пир Тримальхиона". Но все же благодаря упорству мы получили прекрасное и лаконичное название.
В чем красота "Гэтсби"?
1. В первую очередь я хочу отметить один незначительный на первый взгляд, но достаточно важный по своей сути фактор - размер. Гэтсби не является чем-то объемным, если соотнести с другими романами Фицджеральда. В целом он в 2 раза меньше той же "Ночь нежна". Обычный читатель, для которого "Тихий Дон" является обычным по размеру произведением может задаться вопросом. Но я хочу отметить, что все же рядовой читатель не привык к большому объему и такая лаконичность играет в большой плюс.
2. Структурно роман построен очень грамотно. В "Гэтсби" нет мест, которые были бы созданы для развития персонажа, но при этом не двигали сюжет. Почти всегда события на страницах не останавливаются, нам не дают времени просто остаться с одними мыслями героя, читать длинные рассуждения, большой объем описаний мест, событий, людей. Четкая динамика длится всю книгу, не проседая, позволяя с интересом прочесть ее за один заход.
3. Персонаж Гэтсби - один из самых приятных для нас людей. Богатый, статный мужчина, не обделенный манерами. По началу мы не понимаем, чем же так хорош Гэтсби, в чем его человеческая изюминка?
Он закатывает вечеринки, общается на них с людьми. Шампанское, еда, фейерверки и украшение льются утт и там. Светские разговоры сменяются один за другим. Все кичаться, стараются выдать себя, продать по дороже. Но мы ищем Гэтсби. Где он, почему так часто он не присутствует в самом центре, куда уходит так часто? Ответы же мы получаем чуть позже, уже в следствии разговоров, странных просьб. Его все тянет куда-то. Где-то там есть один важный для него огонек. Он тянется к нему, отдает безумные деньги, пытаясь привлечь "мотылька".
Всеобщая истина, которую мы вроде как всегда слышим, но не всегда задумываемся о ней. Она является для него, для самого богатого человека фактом. Постулат его любви нельзя нарушить, все деньги ничего не стоят рядом с его любовью. Все старания были ради нее и для нее.
4. Но как эт часто и бывает, не все в этой жизни заканчивается хорошо, даже для богатых людей (передаю привет произведениям Драйзера). Гэтсби так и не смог достичь того, о чем мечтал. Мало того, сама его жизнь обрывается в этой погони. Все его мечты, вся та доброта перестала что-то иметь. Никто не приходит к нем упроститься, никто не вспоминает его доброты, веселости, тех поступков, что он делал для других. Гэтсби уходит один, великий среди богатых. Единственный, кто сохранил чувство за властью и деньгами, остался человеком до конца.
Думаю, именно трагичная концовка и помогла стать произведению таким популярным и великим. Стоило бы даная работа такой же отдачи читателя, если все бы закончилось хорошо, если бы не произошло обезличивание той толпы, части персонажей. Если бы маски так до конца и не сбросили бы, если бы хоть малая часть осталась для нас неясной.
Итог.
Фицджеральд имеет в своем арсенале еще много достойных работ "По ту сторону рая" достоин не меньшей похвалы и не меньшего разговора, но, пожалуй, именно Гэтсби смог принести ту славу на долгий срок, что позволяет нам раз за разом вспоминать фамилию одного из многих прекрасных авторов 20-го века.