Чум, пламя костра, разбросанные повсюду шкуры. Негромкий голос шамана читает протяжное заклинание, и вдруг тишину пронизывает резкий свист внезапно налетевшего ветра. Гудит так, что кажется: ещё минута, и неведомо откуда взявшийся буран унесёт нас в Изумрудный город, на встречу с Бастиндой и мудрым Гудвином.
Срочно нужна жертва, поясняет шаман дядя Коля
Вокруг - километры заснеженной тундры, до ближайшего жилья тридцать километров. В чуме только мы с мужем, шаман и экскурсовод, который организовал для нас эту удивительную экскурсию. В голове сразу вопрос: кто из нас станет средством успокаивания разбушевавшейся природы?
Мы уже приготовились схватить рюкзаки и бежать, но экскурсовод нас успокоил: жертвой станет олень. Шаман выходит из палатки, а через некоторое время возвращается назад, держа в руках стакан с дымящейся красной жидкостью.
Кто выпьет кровь оленя, тот будет таким же сильным и ловким, говорит дядя Коля и протягивает мне стакан.
Перед глазами сразу встаёт образ Бэмби, и я чувствую, как по щеке стекает слезинка. Сквозь слёзы качаю головой и отворачиваюсь в сторону.
Больно ты чувствительная, бурчит шаман и отдаёт напиток моему мужу.
Тот морщится, но выпивает больше половины, остальное делят между собой шаман и экскурсовод. Я же реву, как белуга - нам, девочкам, всех зверушек жалко.
Но, раз уж мы приехали на эту экскурсию, то придётся взять себя в руки и попробовать оленину, которой питаются все жители Крайнего Севера. Тем более что для нас уже готовится праздничный обед: нас решили угостить деликатесами.
Впрочем, это для нас они "неведомы зверушки", а для жителей Крайнего Севера мясо оленя и жирненький муксун это что-то сродни нашей курице и кильке. Едят они их почти каждый день, как мы картошку или овсянку.
Пока готовилась пища, мы гладили очень большую, но дружелюбную собаку по имени Пуня, что означает "пушистая", "пёрышко". Она помогает пасти оленей и защищает от недоброжелателей (которых, впрочем, на Крайнем Севере, немного).
Но вот удар в бубен, и нас пригласили за праздничный стол отведать "чем Нум послал". А послало нам верховное божество много угощений. расскажу про каждое подробнее.
Похлёбка из оленя
В Нарьян-Маре не разводят коров и кур, а вот олени и рыба для них тоже самое, что для нас курятина. Олень для них это и мясо, и ценный мех, и кости для поделок. Вот такое универсальное животное.
Похлёбка произвела на нас впечатление и показалась невероятно вкусной и согревающей. Впрочем, когда за пределами чума пурга и минус 40 градусов, даже стакан кипятка с куриным кубиком покажется напитком богов. Состав несложный: морковка, две крупные картофелины, мясо оленя (на кости) и много сушёной зелени, заготовленной с лета.
Суп очень наваристый, но есть один минус: готовить его надо минимум два часа, потому что мясо оленя жёсткое. Более того: чем старше олень, тем дольше его варить. Так, наш гостеприимный хозяин поведал, что однажды он варил суп из оленя 12 часов!
Словом, оленя гораздо проще есть в уже готовом виде: тушёнка, колбаса, сосиски или чипсы. Ну или если его кто-то приготовил и угостил вас)))
Строганина
На самом деле, большинство коренных жителей Арктики едят оленину (как и любое другое мясо) сырым. Шаман показал нам, как на самом деле едят оленину. Он взял острый охотничий нож (в Нарьян-Маре такие на каждом углу продают), отрезал несколько тончайших кусочков оленины, посолил, поперчил и протянул нам. Если честно, то очень вкусно.
Наверное где-то внутри меня сидит кровожадный хищник, которому нравится вкус свежего мяса, в котором ещё теплится жизнь.
Шаман предложил нам два вида строганины: из оленины и рыбки с забавным названием муксун.
Вот она, селёдка северных морей:
На вкус муксун очень жирненький, тает во рту. А ещё от него пахнет чем-то очень свежим. Лично мне напомнило аромат огурца (откуда бы им взяться в Арктике?). Хотя есть догадка: огурцы в Нарьян-Маре выращивают, просто скармливают все муксуну.
Смех смехом, но вкуснее муксуна для меня был только байкальский омуль (обязательно расскажу и про омуля, и про поездку на Байкал в следующих статьях).
В жареном или вареном виде готовить рыбу шаман не стал, посчитав что за оплаченные нами 5000 с носа с нас достаточно супа из оленя.
Кстати, раньше здесь выпускали вот такие рыбные консервы.
Сейчас большую часть этих банок можно увидеть только в местном краеведческом музее.
Компот из княженики
Если честно, то я даже не знала, что есть на свете такая ягода:
Фото самого компота не осталось, а вот фото ягодки мне дала подруга, живущая в Мурманске и постоянно охотящаяся на все ягодки (она из них джемы и варенье варит).
Она же рассказала, что княженика - только одно из названий. В каждой области и у каждой народности она носит разные названия: северная малина, полянина, хохлушка, мамура, костянка и даже князь-ягода (это для меня совсем непонятно. ведь она же, по правилам русского языка девочка, а значит - княгиня).
Вкус у неё слаще, чем у малины, а аромат представляет собой что-то среднее между ананасом и абрикосом, как-то так я чую эту ягодку.
Северная водочка
Куда же без этого любимого мужчинами всего мира напитка? К дегустации полагалась бутылочка крепкой финской водочки? якобы настоянной на "бруснике, морошке и (по-моему) клюкве". Название забыла, так как спиртное я пью очень редко, а запах водки я вообще с трудом выношу. Поэтому я ограничилась компотом, тем более что вкус у него фантастический.
А вот мужчины, под строганину и похлёбку, уговорили эту бутылочку на троих (муж, шаман и экскурсовод, прямо как в анекдоте). Говорят, "вкусно".
После вкусного обеда
Полакомившись деликатесами, мы уютно устроились на шкурах и уснули сладким сном. Наутро поблагодарили шамана за гостеприимство. потрепали оленей по нежным шкурам и отправились в город, в мясную лавку с забавным названием "Бутерброд".
Через три часа у нас был самолёт, а нам очень хотелось угостить родных и друзей тем, что едят жители Крайнего Севера. Мяса мы набрали аж на семь тысяч, но не пожалели о потраченных деньгах ни на минуту.
Оказавшись в Нарьян-Маре, обязательно попробуйте местную рыбу и оленину: поверьте, оно того стоит.