Найти в Дзене
Иеродиакон Василий

Часть 3. Мессия и Его Царство.

Одним из центральных событий в деле проповедования Своего Учения, явилось Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор, когда он показал Своим ученикам Себя во всей Своей Божественной Славе.
После Преображения к теме о Царствии Небесном Иисус Христос обращается вновь накануне Своего пути к Иерусалиму на Страсти. Теперь о Царстве Он говорит по существу, раскрывая его всесторонне в полноте.

Одним из центральных событий в деле проповедования Своего Учения, явилось Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фавор, когда он показал Своим ученикам Себя во всей Своей Божественной Славе.

После Преображения к теме о Царствии Небесном Иисус Христос обращается вновь накануне Своего пути к Иерусалиму на Страсти. Теперь о Царстве Он говорит по существу, раскрывая его всесторонне в полноте. Даже если человек не может себе вообразить "вечной жизни" и блаженства в этом Царстве, и каково оно есть, ибо "не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2.9). Но из Притч Иисуса Христа мы получаем объективное знание о свойствах Царства Небесного и о разных степенях его достижения, так как "иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд..."(1Кор.15.41-42). В Притчах открывается, кто же наследует Царство Небесное, а кто извергается в "тьму кромешную". Проповедь ведется о путях и средствах к достижению жизни Вечной и, хотя глубокий смысл Притч зачастую был сокровен, однако, образы проникали в сердца и умы слушателей. Так, путем к достижению Царства является путь милосердия, любви к Богу и ближнему. Этот путь раскрыт в притче о "милосердном самарянине" (Лк. 10.25 - 37). Из нее следует, что любовь к ближнему открывает двери в Царство. Заповедь любви к ближнему - большая из заповедей и притча отвечает на вопрос, как наследовать Царство Божие. Лучшее средство к наследию - это дела милосердия.

Пртча о "немилосердном должнике и милостивом царе" (Мф. 18.23-35), поясняет условия наследия жизни Вечной. Не все ее удостоятся. Эта Притча открывает знание о том, что человек является должником перед Богом. Должник - это образ каждого человека - грешника, который в неоплатном долгу. По ветхозаветному закону Моисея он подлежит наказанию, но усердная мольба о прощении (образ молитвы "Отче наш"), умилостивила Царя - Бога и человек прощен. Милость Божия всепрощающая. Слова притчи: "потерпи на мне, и всё тебе заплачу", отцы Церкви толкуют как нераскаянный грех человеческого самомнения в обещании того, что он не сможет сделать. Господь, ведая невыполнимость обещания, не осуждает немощь человеческую, но по милосердию Своему прощает весь долг. Но, в чём беда, получая прощение от Бога, по жестокосердию к своему ближнему должнику, лишается всего. В этой притче Иисус Христос привносит новые условия для стяжания Царствия - это покаяние и прощение долгов ближнему своему. Таково условие блаженства: " Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" ( Мф. 5.7). Далее, в притче раскрыты прошения молитвы "Отче наш" : "Да приидет Царствие Твое... и остави нам долги наша..." (Мф. 6.14-15).

 В притче о "работниках в винограднике" ( Мф.20.1-16), по одному из мнений толкователей, Господь предостерегает апостолов от опасности самомнения. Они могли, еще не понимая тайн Царствия Божия, возомнить о своём достоинстве быть первыми среди последователей Христа и, впадая по своему "иудейству" в грех по отношению к Мессии, должны будут получить большую награду от Него. Равная мзда за труды научает смирению вопреки зависти и гордости. Такое смирение проявляют последние, никем не нанятые и готовые на труды без условий об оплате. Смирение последних поставило их первыми при воздаянии. За меньший труд они равной мздой одарены более первых, в Царствии."Так будут последние первыми, и первые последними" (Мы.29.16) в Вечном блаженстве.