Времена мушкетеров периода правления Людовика XIII с детства знакомы благодаря красочному художественному вымыслу Александра Дюма. Эпоха оставила свой след в искусстве и картинах, в архитектуре. А её барочное звучание можно услышать и ныне благодаря произведением композиторов той эпохи и в не малой степени благодаря самому королю Людовику XIII - страстному пропагандисту барочной музыки, музыканту, танцору и композитору - автору в том числе всем известного "Марлезонского балета".
***
Как и его отец Генрих IV, Людовик XIII считал себя скорее «королем войны, чем королем парада». Ему не нравилось времяпрепровождение при дворе и внешние излишества церемониала. Он предпочитал всему этому красоты природы, любил прогулки и охоту.
У Людовика XIII не было ни вкуса, ни таланта для управления королевским двором. Он мало усматривал в этом смысла, в большой степени предпочитая себя окружать людьми неординарными, энергичными, и «организовать их соперничество в поисках милостей».
По своей натуре очень застенчивый, Людовик XIII в свободное время находил усладу в некоторых творческих занятиях, которые успокаивали его скрытную натуру. Мало кто знает, но на заре юных дней Людовик XIII научился обращаться с карандашом, причем делал это весьма талантливо.
Однако, больше всего его увлекала музыка. Она будет сопровождать короля на протяжении всей его жизни. Этот досуг был необходим для внутреннего его чувства гармонии, отвечал его чувствительной и мечтательной натуре.
Это была страсть, переданная сыну от матери - Марии Медичи. Безусловно, Генриха IV нельзя было назвать большим меломаном и страстным покровителем искусств. Проведя большую часть своей жизни в соприкосновении с войной, когда бывало приходилось бегать по сельской местности и спать на соломе, Генриху были свойственна некая суровость в манерах. Король больше предпочитал архитектуру и был довольно далек лично от страсти по отношению к изобразительному искусству и музыке.
Именно матери - Марии Медичи - принадлежала заслуга в приобщении своих детей к искусству. В начале 1600 года сразу же после прибытия в Париж и своей свадьбы с Генрихом IV, флорентийка была опечалена тем, что не смогла удержать испанскую певицу Изабель де ла Камер на несколько дней в столице. В своих апартаментах королева любила слушать музыку и содержала свой небольшой камерный оркестр.
Несколько лет спустя его двоюродный брат Козимо II Медичи, зная об интересе Марии к музыке, подарил ей орган: музыка, которая все еще находилась в зачаточном состоянии во Франции.
Именно она впервые заставила французов послушать оперу, пригласив итальянца Джулио Каччини в Париж в 1604 году. Но во Франции итальянскую музыку все еще мало любили, и только во времена регентства Анны Австрийской с подачи Мазарини опера действительно стала играть важную роль. «Музыкальные воспоминания» детства Людовика XIII очень часто были связаны именно с визитами к его матери, а не к отцу.
Не сумев окружить сына глубокой материнской любовью, Мария тем не менее передала ему страсть, которую можно было найти позже в Людовике XIV и его брате, а затем в регенте Филиппе Орлеанском.
В 1612 года Мария Медичи привлекла ко двору очень известного лютниста Роберта Балларда, чтобы тот приступил к обучению своему искусству молодого Людовика. Немного дикий, король, унаследовавший простоту своего отца Генриха IV, чрезвычайно восприимчив к музыке, в которой он купается благодаря своей матери. Созданная ею музыкальная атмосфера помогает усилить раннюю страсть дофина к музыке: он самый музыкальный король Франции.
***
В возрасте трех лет, осенью 1604 года во дворце Фонтенбло, молодой Людовик слышит и запоминает пение пажей своей матери. 18 декабря того же года он пританцовывал в своем кресле во время еды, услышав, исполнение танца сарабанды во покоях Марии Медичи.
Людовик часто появляется в комнате Марии Медичи с спинетом (инструмент из семейства клавесинов), чтобы показать ей свои успехи. Он очень любит спинет, в особенности когда звуки спинета перекликались со звучанием лютни, и принц просит сыграть ему на ней перед сном. Дите нравится бить в барабан или в бубен, когда о нем его объявляют в апартаментах родителей, к большому развлечению Генриха IV.
Людовик рано он научился играть на спинете и лютне, а также на скрипке и мандоре. Он принимает участие в небольших концертах, организованных специально для него скрипачом Генриха IV Флораном Индре.
Так, 23 февраля 1608 года он отправился к своей сестре Елизавете и сыграл на тамбурине в сопровождении Хиндрета на лютне и Буало на скрипке. В 1609 году он копировал песни о любви, которые пел и исполнял на концерте. Молодой король любит петь по любой причине и знал наизусть многие припевы. У него был красивый голос, «удивительно громкий и сухой», а заикание, которое принца заставляло так стыдиться за себя в разговоре, волшебным образом исчезало, когда он пел.
Людовик и просто любит слушать музыку - это то невинное удовольствие, которое могло занимать его целыми днями. Одной только музыке удается удержать этого неугомонного мальчика.
***
Если и есть грань, в которой двор Людовика XIII, славившийся своей неторопливостью, была великолепна, то это была музыка, богатая и изящная музыка, ослепительное и утонченное великолепие эпохи.
В высшем обществе той поры стали очень популярны светские, галантные и легкие манеры. Заметный бум переживает прежде всего духовная музыка: духовные гимны, Te Deum, Requiem… Такого рода сочинения служат демонстрацией благочестия в сочетании с «возвышенной глубиной».
В годы правления Людовика XIII повальное увлечение охватило всю страну, что было поощряемо его страстью к музыке и танцам. Любовь к музыке для монарха - это не подростковое хобби. Став взрослым, Людовик XIII продолжает культивирует музыку. И если Ришелье занимался развитием театрального искусства своим спонсированием авторов и не только, кардинал не проявляет интереса к музыке. Музыку превозносит Людовик XIII.
Со времен Франциска I при королевском дворе были три крупных учреждения, предназначенных для обучению музыки. Они были организованы при капелле (органисты и исполнители религиозной музыки), непосредственно при покоях (солисты для развлечения) и при королевских конюшнях (объединяющих исполнителей на трубах, литаврах, барабанах и гобоев для вечеринок и парадов).
Людовик XIII создал четвертый институт при дворе - «Двадцать четыре скрипки короля». Это начинание французского короля вскоре стало предметом зависти среди многих других европейских дворов.
Король лично наблюдает за набором инструменталистов и канторов, окружает себя лучшими композиторами королевства. Людовик занимается сочинительством музыки, часто по ночам, затем его придворные арии исполняются в небольшом обществе музыкантами Ля-Шапель под управлением Пьера де Ньерта. Племянника короля Анна де Монпасье, "великая мадемуазель" позже вспоминала:
"У нас были регулярные, три раза в неделю, музыкальные развлечения, которые устраивали Королевские покои, и большинство арий, которые мы там пели, были его собственного сочинения. "
Амариллис (Amaryllis), красивая песня для четырех голос из репертуара Людовика XIII, вероятно, была посвящена Мари де Отфор, юной и надменной фрейлины его супруги Анны Австрийской, которая с 1630 года стала музой этого застенчивого короля:
Ты знаешь, о прекрасное солнышко,
Что c твоим блеском ничего не сравнится,
В это прекрасное весеннее время,
Но, ты побледнело при виде амариллиса.
Весна быстротечна из-за амариллиса!
А что за цветы у амариллиса?
****
Во времена правления Генриха IV и Людовика XIII дворец также увлекся балетом и популярными танцами. Танцевали паваны, бранли, гальярды, сарабанды, каролес, а затем жиги.
Неугомонный мальчик, бегающий и прыгающий повсюду, юный Луи занимается танцами: бурре, сарабанда, бергамский стиль… Он знает их всех. И так как музыкальные предпочтения для короля особенно заманчивы, он интересуется балетом - единственным придворным развлечением, которое привлекает его внимание.
Людовик с удовольствием переодевается в сценические одежды, покрытые драгоценными камнями, атласом и перьями, чтобы танцевать в балетах, которые так любит его мать.
11 февраля 1608 года он появился в Ballet des Falots перед аудиторией поклонников, одетый в одеяния девочки согласно роли: ему было всего семь лет. Очень тронутый действом, любящий отец Генрих IV даже прослезился.
Став королем, Людовик XIII продолжает выходить на сцену, но из-за большой застенчивости часто играет второстепенные и неприметные роли, за исключением 1619 года, в le Ballet des aventures de Tancrède en la forêt enchantée (Балет о приключениях Танкреда в заколдованном лесу) король он исполнил роль главного героя - предводителя рыцарей.
В 1624 году в Ballet des voleurs он был простым капитаном. В 1625 году в Ballet des fées des forêt de Saint-Germain (Балет-сказка Сен-Жерменского леса) он сыграл испанского танцора, а затем и простого бойца. В 1626 году для Grand Bal de la Douairière de Billebahaut (Великий бал богатой вдовушки из Бильбао) он переоделся персом - танцевал, а также играл на гитаре.
В феврале 1635 года Людовик посетил постановку Ballet des Triomphe(Триумфальный балет), «освещенную восемью сотнями подсвечников из белого воска и таким же количеством серебряных подсвечников». Постановка включала тридцать четыре номера! Король не танцевал в нем -он написал текст и нарисовал костюмы к балету.
А 15 марта 1635 года, в замке Шантийи состоялась премьера того самого "Мерлезонского балета" -le Ballet de la Merlaison ("Балет дроздования", или иначе "Балет об охоте на дроздов"). К нему король самостоятельно сочинил танцы, музыку и костюмы. Он появляется в нем в роли крестьянина, а затем в роли жены торговца приманками.
Он внимательно следил, если даже сам не занимался, за набором музыкантов, поэтов, художников по костюмам, рабочих сцены. Он выбирал танцоров, всю группу, которая затем находилась в его распоряжении, обрисовывал роли танцующих и сам руководил репетициями.
Людовик XIII передаст свой вкус к музыке и балету своему сыну Людовику XIV, и Король-Солнце позже с присущим его размахом внесет свой вклад в развитие музыки и балета.
***
Уважаемые читатели канала, если Вас заинтересовала тема коронованных композиторов, ожидайте новых публикаций и читайте предыдущие:
Король музицирует: Генрих VIII без шести жен. | Все могут короли... | Яндекс Дзен (yandex.ru)