Найти тему

9 марта 1934 г. родился Юрий Гагарин.

Оглавление

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 г. в с. Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской обл., РСФСР.

Детство. Юность. Образование.

Юрий Гагарин является выходцем из рабочей среды. Отец – Алексей Иванович Гагарин (14 марта 1902-30 августа 1973) - плотник. Мать - Анна Тимофеевна Матвеева (20 декабря 1903-12 июня 1984) - работница молочно-товарной фермы, награждена орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы Народов.

В семье Гагариных было три сына и дочь. Юрий был третьим по старшинству.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 г. мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревня оказалась в оккупации, и его учёба прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали, а в доме устроили мастерскую. До начала зимы Гагарины выкопали небольшую землянку, накрыли дёрном, выложили печку. Немецкие солдаты избивали отца и заставляли его работать. Незадолго до отступления немцы угнали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию. Юрий видел, как матери бежали за машиной, увозившей детей, а немцы отгоняли их прикладами.

Почти полтора года деревня Клушино оставалась в оккупации, пока 9 апреля 1943 г. её не освободила Красная армия. Учёба в школе возобновилась.

24 мая 1945 г. семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 г. Юра окончил шестой класс Гжатской средней школы. Родители и учителя уговаривали его окончить семилетку в Гжатске, но Юрий хотел продолжить учёбу в Москве, где жили родственники. Попасть в Москву не удалось: пока родители готовили сына к отъезду, набор в московские ремесленные училища уже закончился. Только 30 сентября 1949 г. с помощью дяди, Савелия Ивановича Гагарина, Юрию удалось поступить в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. Во время учёбы, 16 декабря 1949 г., вступил в комсомол. Седьмой класс вечерней школы окончил в мае 1951 г., а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 г. Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, где помимо учёбы проявил себя как хороший физкультурник и секретарь ДСО "Трудовые резервы".

25 октября 1954 г. впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР.

В 1955 г. Юрий Гагарин добился значительных успехов, окончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.

Юрий Гагарин в 1957 г. женился на Валентине Горячевой. В семье Гагариных родились две дочери - Елена (1959 г.) и Галина (1961 г.).

Карьера в авиации.

27 октября 1955 г. Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в г. Оренбург (в то время - город Чкалов) в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в то время лётчика-инструктора Я.Ш. Акбулатова. В военном училище Юрия Гагарина назначили помощником командира взвода.

В учёбе Юрий по всем дисциплинам имел самые высокие баллы. Не удавалось ему освоить только момент посадки — самолёт то и дело клевал носом. Руководство училища приняло решение об отчислении. Но приказ не подписывали, потому что Юрий говорил, что без неба не может жить. В последний момент начальник училища обратил внимание на маленький рост Гагарина, что влияло на угол обзора и снижало чувство земли. Гагарину подложили на кресло толстую подкладку, после чего он справился с заданием. 25 октября 1957 г. Гагарин окончил училище с отличием.

В течение двух лет служил в Луостари (Мурманская область) в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15. К октябрю 1959 г. налетал в общей сложности 265 часов. Имел квалификацию "Военный лётчик 3-го класса". Воинское звание — старший лейтенант.

Выбор космонавта и подготовка.

Для работы с космической техникой понадобились особые кандидаты — абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям.

В первом отряде космонавтов СССР было 20 претендентов на полёт в космос.

Кандидаты набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления.

Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность.

Из двадцати претендентов отобрали шестерых, ими стали: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович и Валерий Быковский. В период с декабря 1960 г. по январь 1961 г. шестеро кандидатов в космонавты готовились к первому полёту в космос в городе Жуковском.

Тренировками космонавтов руководил знаменитый лётчик-испытатель Герой Советского Союза Марк Лазаревич Галлай. Когда кто-то из них занимал своё место в "шарике" корабля, Галлай говорил: «Поехали!», - и начиналось воспроизведение штатных и нештатных ситуаций полёта. Команда "Поехали!" звучала на каждой тренировке, к ней привыкли. А Марк Лазаревич рассказывал потом, что команду эту ещё до войны давал на тренировках один из лётчиков-инструкторов ленинградского аэроклуба, где учился летать сам Галлай.

К сдаче выпускных экзаменов 17-18 января 1961 г. были допущены все 6 кандидатов в космонавты. Во время экзамена кандидаты в космонавты поочерёдно влезали в кабину космического корабля "Восток", служившую тренажёром. После экзамена на тренажёре будущий космонавт в течение 40-50 минут докладывал приёмной комиссии о работе на космическом корабле в штатных и нештатных ситуациях, отвечал на вопросы (оценки "отлично" получили Гагарин, Титов, Николаев и Попович, "хорошо" - Нелюбов и Быковский). На следующий день экзамены продолжились на военном аэродроме около посёлка Чкаловский (сейчас это город). Там все показали отличные знания. Рассмотрев личные дела, характеристики и результаты экзаменов, приёмная комиссия записала в акте: "Рекомендуем следующую очерёдность использования космонавтов в полётах: Гагарин, Титов, Нелюбов, Николаев, Быковский, Попович".

25 января 1961 г. приказом Главкома ВВС № 21 все члены группы были первыми зачислены на должности космонавтов.

23 марта 1961 г. командиром отряда был назначен Юрий Гагарин.

Сергей Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 г. своего человека в космос должны отправить американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 г. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент - на заседании Государственной комиссии выбрали Гагарина, его дублёром был назначен Герман Титов.

8 апреля 1961 г. состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля "Восток", которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К.Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С.П. Королёвым и Н.П. Каманиным:

Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта.

Полёт в космос.

Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля "Восток" выбрали ряд неоптимальных, но простых и быстро осуществимых решений. Создание некоторых компонентов задерживалось, поэтому решили отказаться от систем аварийного спасения на старте и мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля "Восток-1" убрали дублирующую тормозную установку. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске на низкую 180-200-километровую орбиту корабль в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на Землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Полет человека в космос был сопряжен с большим риском, поэтому заготовили три варианта сообщения ТАСС. Первое - "успешное". Второе на тот случай, если корабль не выйдет на орбиту и упадет на территории другой страны или в океане - обращение к правительствам стран с просьбой помощи в поиске космонавта. И третий вариант - о трагической гибели первого космонавта.

За два дня до полета Гагарин написал письмо жене Валентине и дочерям, в котором есть такие строки: "Когда-то еще в детстве прочитал слова В.П. Чкалова: "Если быть, то быть первым". Вот я и стараюсь им быть и буду до конца".

Старт корабля "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 г. в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур.

Позывной Гагарина во время полёта - "Кедр".

Начальником стартовой команды ("стреляющим") во время запуска назначили инженера-подполковника ракетных войск (впоследствии генерал-майор) А.С. Кириллова - он отдавал команды по этапам пуска ракеты и контролировал их выполнение, наблюдая ракету в перископ из командного бункера. Его дублёром у второго перископа был Л.А. Воскресенский - заместитель главного конструктора С.П. Королёва по испытаниям.

В самом начале подъёма ракеты Гагарин произнёс фразу, которая на сегодняшний день уже успела стать крылатой: "Поехали!".

Ракета-носитель "Восток" проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью "аэродинамического торможения" мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин сообщал о своих ощущениях, состоянии корабля и наблюдениях. Он в иллюминатор наблюдал Землю с её облачностью, горами, лесами, реками, морями, видел небо и Солнце, другие звёзды во время полёта в тени Земли. Он, в частности, записал на бортовой магнитофон такие слова:

Наблюдаю облака над Землёй, мелкие кучевые, и тени от них. Красиво, красота!… Внимание. Вижу горизонт Земли. Очень такой красивый ореол. Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Такая радуга переходит. Очень красиво!

Гагарин также провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. "Положив" карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля или испортить аппаратуру. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с математической задачей, при решении которой получался код разблокировки панели управления.

Юрий Алексеевич Гагарин. Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагрин,_Юрий_Алексеевич.
Юрий Алексеевич Гагарин. Фото с https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагрин,_Юрий_Алексеевич.

Возвращение на Землю.

В конце полёта тормозная двигательная установка конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, после чего спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории, то есть с 8-10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч °C), по стёклам иллюминаторов потекли струйки расплавленного металла, а сама кабина начала потрескивать.

В некогда засекреченном послеполетном докладе Гагарина были такие слова: "Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Разделения нет!"

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно. После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что космонавт некоторое время испытывал серьёзное затруднение с дыханием. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься в ледяную воду Волги. Космонавту помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 км от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:53 на 106-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе сёл Смеловка и Подгорное. В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за "контейнерами с неба"). После катапультирования целей на радаре стало две.

В 2011 г. рассекретили значительную часть документов, часть из которых была опубликована в двухтомнике "Первый пилотируемый полёт", изданным к юбилею Федеральным Космическим Агентством.

Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в город Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалёку от КПП ракетного дивизиона заметили машину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: "Космонавт взят на борт, следую на аэродром". На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос — медаль "За освоение целинных земель". Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И.К. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (Первому секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома "Кряж", и полетели в Куйбышев (ныне Самара). Чтобы избежать шумихи, приняли решение произвести посадку не в аэропорту "Курумоч", а на заводском аэродроме "Безымянка". Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода "Прогресс", где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль "Восток" с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии.

Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

Встреча в Москве.

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный авиационный эскорт, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин.

Дальше была поездка в открытом "ЗИЛ-111В", Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и "Лётчик-космонавт СССР". Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина.

Леонид Брежнев вручил Гагарину "Золотую Звезду" Героя Советского Союза и орден Ленина.

Многих новорождённых мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина - Юрием.

Зарубежные визиты.

В Прагу Гагарин летел на обычном рейсе в Ту-104. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П.М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир - статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания "Героя Социалистического Труда ЧССР".

Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города.

В Финляндии Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В июле 1961 г. Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. В Англии на машину "Rolls-Royce Silver Cloud-II" установили специальный номер YG 1 (Юрий Гагарин 1). Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II.

За 1961 г. Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу, Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.

В январе - феврале 1962 г. Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику (Египет) по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом республики - "Ожерельем Нила".

В сентябре 1963 г. Гагарин посетил Париж, где принял участие в XIV Международном конгрессе астронавтов.

Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.

Дальнейшая жизнь и карьера.

3 сентября 1961 г. Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 г. под руководством С.М. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии.

В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н.П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 кг веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка к космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.

В 1964 г. Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и был назначен командиром отряда советских космонавтов.

Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественно-политическая деятельность. Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР 6 и 7 созывов, являлся членом ЦК ВЛКСМ и руководил внештатным отделом космонавтики газеты "Красная Звезда" (с 1964 г.). Кроме того, историческое значение полёта в космос сделало его узнаваемой персоной и за рубежом. Гагарин являлся президентом Общества советско-кубинской дружбы, почётным членом Общества "Финляндия - СССР" и посещал многие страны мира с миссией мира и дружбы.

Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов. В 1964 г., во многом по инициативе Ю.А. Гагарина, была создана Федерация воднолыжного спорта СССР, а в 1965 г. проведён первый чемпионат СССР по водным лыжам.

В 1966 г. Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе "Союз". Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа.

Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 г. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.

Кроме того, Юрий Гагарин - автор книг "Дорога в космос", "Вижу Землю", соавтор книги "Психология и космос".

Международной авиационной федерацией (ФАИ) в 1968 г. была учреждена медаль имени Ю.А. Гагарина. Первым ее лауреатом стал летчик-космонавт СССР Георгий Береговой.

В июле 2011 г., когда отмечалось 50-летие визита первого космонавта планеты в Британию, памятник Гагарину был открыт напротив здания Британского совета в Лондоне. Он стал подарком Великобритании от Российского космического агентства. Место установки памятника было временным. В марте 2013 г. памятник переехал на территорию Королевской обсерватории в предместье британской столицы Гринвич, где установлен на террасе, названной в честь первого космонавта.

Именем первого космонавта назван кратер на Луне и малая планета.

Источник 1. Источник 2. Источник 3.

Первая фотография Юрия Гагарина после приземления.

17 сентября 1857 г. родился Константин Циолковский.

6 марта 1937 г. родилась Валентина Терешкова.

4 октября 1957 г. выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.

Орбитальная станция "Мир".

История "Бурана".

Битва за "Салют". История подвига.