Характеризуя своего ребенка, некоторые мамы, любя, называют его хитрым и умным. Оба слова они употребляют как синонимы, словно обозначающие одно и то же. Но так ли это? Давайте разберемся.
Всмотритесь в изображения размещенных ниже лиц мальчиков. Что вы можете сказать о первом из них, в красном пуловере? Умный он или
хитрый? Как вы можете объяснить свой ответ?
Слово "хитрый" обозначает в человеке такие качества, как умение скрытно достигать своих целей с помощью плутовства, изворотливости, пронырливости, зачастую в обход честных путей. Где ему выгодно, он может льстить; может быть коварным и лживым. Всегда "себе на уме".
А каково ваше мнение об этом мальчике в школьной форме? Хитер ли он? Можно ли назвать его пронырой, лисом, доставалой, пролазой? Почему?
Умным называют человека, имеющего способности к сложным рассуждениям: он анализирует, понимает, дает собственную оценку, умеет принять решение, делает правильные выводы в результате мышления. Ум - это целая система познавательных способностей, но отнюдь не то, что только позволяет получать выгоду из любого положения.
В самом общем плане человеческая активность бывает двух типов: адаптивная (приспособительная) и преобразовательная (творческая). Первый тип несколько роднит человека с высшими животными.
Адаптивная активность направлена на приспособление человека к окружающему, позволяет овладеть умениями выживания, вхождения в ту среду, в которой он находится. Это качество иногда близко к понятию "практическая сметка". Например, если школьник не особо продвинут в изучении материала, то с ее помощью он может компенсировать это, приспособившись ловко списывать, подглядывать, обманывать другими способами.
На адаптивном уровне практическая сметка словно замещает то, что обычно получают с помощью большого ума. В то время как сметливого ребенка называют маленьким хитрецом, приспособленцем, умного школьника характеризуют как юного мыслителя, интеллектуала.
В науке продолжается процесс изучения интеллекта. В образовании тоже разрабатываются различные способы развития интеллектуальных возможностей каждого ученика, выходы на уровень преобразовательной (творческой) активности.
Родителям не надо пускать на самотек формирование личности своего чада. Привычка маленького плутишки хитрить, исподтишка обманывать даже взрослого обычно смешит, умиляет родителей. Но если она станет чертой характера, тогда будет не до смеха. Лучше сразу объяснять малышу, что подобные действия неправильные, и раскрывать желаемые. Когда вашего ребенка захватит высокое вдохновение творчества, поиска собственных путей, тогда и обманывать, хитрить ему просто не захочется!