Древняя История 5 класс | 1 параграф
$1. Древнейшие люди
1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в
жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.
В Восточной Африке археологи находят при раскопках
кости людей, живших более двух миллионов лет назад.
По этим находкам можно восстановить облик наших са-
мых далёких предков. Древнейший человек очень напоминал
обезьяну. У него было грубое лицо с широ-
ким приплюснутым носом, тяжёлая ниж-
няя челюсть без подбородка, уходящий
назад лоб. Над бровями находился валик,
под которым глаза скрывались, как под
навесом. Походка у людей была ещё не
вполне прямая, прыгающая; длинные руки
свисали ниже колен. Люди ещё не умели
разговаривать. Подобно животным, крика-
ми устрашали они хищников, звали на по-
мощь, предупреждали об опасности. Жили
люди не в одиночку, а группами.
2. Орудия труда. Если бы мы могли по-
наблюдать за древнейшими людьми, то,
возможно, увидели бы такую картину.
Люди подошли к речушке, они разыски-
вают на мелководье камни. Берут не каж-
дый. Один отбросят — не годится. Другой
поднимут — этот подходящий!
Человек брал в руки гальку — гладкий
округлый камень. Ударами другого камня
он раскалывал гальку так, чтобы её края
стали острыми, как нож. Получалось гру-
бое орудие труда. Даже самые умные жи-
вотные не способны его придумать. Толь-
ко люди умели заострять камни, чтобы с
их помощью вырубать дубины, обтачивать
палки-копалки или выполнять другую ра-
боту.
Умение изготавливать орудия труда бы-
ло главным отличием древнейших людей
от животных.
3. Древнейшие люди добывали пищу со-
бирательством и охотой. Целыми днями
все они, от мала до велика, занимались со-
бирательством: искали съедобные коренья
и улиток, дикорастущие плоды и ягоды,
яйца птиц. Как люди охотились? Может
быть, так...
Представим себе: большое стадо зебр
мирно щиплет траву. Люди вспугнули ста-
до, которое спасается бегством. Как ветер
мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но
в стаде есть больные, есть очень старые и
совсем ещё молодые животные. Они не по-
спевают за остальными и отстают. Если
охотникам удаётся отрезать от стада зебру,
они оглушают её дубинами и убивают.
4. Овладение огнём. Разные опасности
подстерегали человека. Одной из самых
страшных был огонь. Представим себе:
молнией зажгло кустарники и траву, всё
кругом заполыхало. Подальше от пожара
улетают птицы, спасаются бегством и зве-
ри, и люди.
Как человек овладел огнём? Этого ни-
кто не знает. Быть может, однажды, пре-
возмогая страх, смельчаки приблизились к
огню. Это могло быть зажжённое в грозу
дерево или горящая лава из вулкана. Тогда
и было сделано великое открытие: сунешь
ветку в пламя — поймаешь огонь!
На стоянках людей запылали костры.
Мясо, испечённое на углях, оказалось вкус-
нее и питательнее сырого. Яркий огонь обо-
гревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких
зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём
и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.
Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь раз-
вития, прежде чем стать такими, как современные люди.
Вопросы:
*? Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Проверьте себя.
1. Чем древнейшие люди отличались от людей наше-го времени?
2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?
3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить?
4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.