Найти в Дзене
......

Древняя История 5 класс | 1 параграф

Древняя История 5 класс | 1 параграф
$1. Древнейшие люди
1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в
жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.

Древняя История 5 класс | 1 параграф

$1. Древнейшие люди

1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в

жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим.

В Восточной Африке археологи находят при раскопках

кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

По этим находкам можно восстановить облик наших са-

мых далёких предков. Древнейший человек очень напоминал

обезьяну. У него было грубое лицо с широ-

ким приплюснутым носом, тяжёлая ниж-

няя челюсть без подбородка, уходящий

назад лоб. Над бровями находился валик,

под которым глаза скрывались, как под

навесом. Походка у людей была ещё не

вполне прямая, прыгающая; длинные руки

свисали ниже колен. Люди ещё не умели

разговаривать. Подобно животным, крика-

ми устрашали они хищников, звали на по-

мощь, предупреждали об опасности. Жили

люди не в одиночку, а группами.

2. Орудия труда. Если бы мы могли по-

наблюдать за древнейшими людьми, то,

возможно, увидели бы такую картину.

Люди подошли к речушке, они разыски-

вают на мелководье камни. Берут не каж-

дый. Один отбросят — не годится. Другой

поднимут — этот подходящий!

Человек брал в руки гальку — гладкий

округлый камень. Ударами другого камня

он раскалывал гальку так, чтобы её края

стали острыми, как нож. Получалось гру-

бое орудие труда. Даже самые умные жи-

вотные не способны его придумать. Толь-

ко люди умели заострять камни, чтобы с

их помощью вырубать дубины, обтачивать

палки-копалки или выполнять другую ра-

боту.

Умение изготавливать орудия труда бы-

ло главным отличием древнейших людей

от животных.

3. Древнейшие люди добывали пищу со-

бирательством и охотой. Целыми днями

все они, от мала до велика, занимались со-

бирательством: искали съедобные коренья

и улиток, дикорастущие плоды и ягоды,

яйца птиц. Как люди охотились? Может

быть, так...

Представим себе: большое стадо зебр

мирно щиплет траву. Люди вспугнули ста-

до, которое спасается бегством. Как ветер

мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но

в стаде есть больные, есть очень старые и

совсем ещё молодые животные. Они не по-

спевают за остальными и отстают. Если

охотникам удаётся отрезать от стада зебру,

они оглушают её дубинами и убивают.

4. Овладение огнём. Разные опасности

подстерегали человека. Одной из самых

страшных был огонь. Представим себе:

молнией зажгло кустарники и траву, всё

кругом заполыхало. Подальше от пожара

улетают птицы, спасаются бегством и зве-

ри, и люди.

Как человек овладел огнём? Этого ни-

кто не знает. Быть может, однажды, пре-

возмогая страх, смельчаки приблизились к

огню. Это могло быть зажжённое в грозу

дерево или горящая лава из вулкана. Тогда

и было сделано великое открытие: сунешь

ветку в пламя — поймаешь огонь!

На стоянках людей запылали костры.

Мясо, испечённое на углях, оказалось вкус-

нее и питательнее сырого. Яркий огонь обо-

гревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких

зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём

и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь раз-

вития, прежде чем стать такими, как современные люди.

Вопросы:

*? Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.

Проверьте себя.

1. Чем древнейшие люди отличались от людей наше-го времени?

2. В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

3. Что представляли собой древнейшие орудия труда? Какую работу ими можно было выполнить?

4. Как древнейшие люди добывали пищу? Опишите эти занятия.