Найти в Дзене
Юлия Струина

Эволюция образования. П.Дж. Кэйпоси. TEDxWrigleyville.

Оглавление
Перевели выступление TedTalks на русский язык специально для Вас,

команда Лингвамании - Детского языкового лагеря, Сервиса по контролю и помощи в выполнении домашнего задания, Частной начальной общеобразовательной школы в Москве.

П.Дж. Кэйпоси – один из ведущих преподавателей. Четыре раза ему ставили диагноз «рак», и четыре раза он побеждал болезнь. В разгар пандемии коронавируса синтезировал свой педагогический опыт и наблюдения за динамикой в системе здравоохранения, в результате чего сформулировал концепцию эволюции образования. П.Дж. Кэйпоси предлагает инновационную систему образования, основанную на принципах взаимодействия, финансового партнёрства, гибкости и быстроты изменений. Мелкие адаптации не работают. Нужен качественный эволюционный скачок, который выведет систему образования на новый уровень и устремит её в будущее. П.Дж. Кэйпоси – яркий оратор, лидер и наставник. Он начал карьеру учителя в Чикаго, был отмечен различными наградами, впоследствии зарекомендовал себя как эффективный реформатор на различных административных позициях. В 28 лет стал директором слабой сельской школы и за 3 года вывел её в число ведущих образовательных учреждений.

После этого П.Дж. Кэйпоси перебрался в другой округ, где работал куратором образовательных учреждений. Он выступал на презентациях, занимался консультированием и профессиональным развитием. Был ключевой фигурой на нескольких общегосударственных конференциях по проблемам стагнации, тайм-менеджмента, образовательной культуры, непрерывного образования, социальных сетей, аттестации преподавательского состава. Автор 7 книг. Опубликован также в электронном формате на сайтах ASCD, Edutopia, Huffington Post. П.Дж. Кэйпоси работает в отделах по учебной работе двух университетов, а также на различных позициях в Ассоциации Директоров образовательных учреждений Иллиноиса (автор, коуч и др.). Данное выступление было организовано независимо, местным преподавательским сообществом, но состоялось на одном из мероприятий TEDx c использованием конференц-формата TED. См. https://www.ted.com/tedx

12 декабря 1997 года…. Этот день я буду помнить всю свою жизнь. В Чикаго тогда стояла не по сезону тёплая погода. У меня как раз завершилась очень удачная неделя в университете, и я направлялся домой, чтобы с чувством насладиться выходными. Мы ехали с приятелем, свернули в переулок, ведущий к моему дому, и тут я увидел припаркованную машину моего отца. Знаете, всю жизнь было так: если отец сорвался с работы в середине дня – значит, я что-то натворил и мне сейчас влетит от него по первое число. Но в тот день повода с моей стороны не было никакого. В мозгу сразу вспыхнуло: «Мама!». Всё внутри оборвалось. Ведь моя мама перенесла за свою жизнь семь операций на сердце (а первую ей сделали, когда мне было 17 лет). Мне показалось, что до входной двери я шёл целую вечность… а там было всего 40 шагов. В голове клубились мысли одна мрачнее другой. Наконец, я зашел в дом и увидел отца. Я не уверен, что когда-либо видел его плачущим, и уж совершенно точно я никогда не видел его плачущим навзрыд. Я в ужасе спросил: «Мама?!». И он ответил: «Нет, родной! Ты! Твой диагноз… Это приговор!»

Последовавшие за этим часы, дни, месяцы прошли, как в тумане. Анализы, обследования, разные виды терапии – это была моя первая схватка с раком. Враг был силён и страшен. Конечно, было бы неплохо, если б я никогда не встретил этого врага… Но, с другой стороны, без этой схватки я бы вряд ли усвоил ценнейшие жизненные уроки. И вряд ли бы научился обнаруживать положительные моменты в тяжёлых событиях.

-2

Первый положительный момент – сражаясь с болезнью, я стал преподавателем! Я считаю, это лучшая профессия в мире. Каждую минуту я могу повлиять на жизнь юного человека, изменить ее траекторию в сторону прекрасных перспектив. Это величайшая возможность и величайшая ответственность.

Я стал преподавателем благодаря одному человеку… Его имя - Рон Соуэн. Он вел у меня курс высшей математики. Моё самочувствие тогда ухудшалось день ото дня. В какой-то момент я был готов забросить математику насовсем. Но Рон не позволил мне сдаться и всё бросить. Он приходил ко мне домой, когда я просил помощи... Он приходил даже тогда, когда я вообще ни о чём не просил. Он буквально тащил меня за уши к окончанию курса. И я закончил-таки курс. Рон изменил траекторию моей жизни.

-3

Второй положительный момент связан с медициной. Я узнавал медицину изнутри, пока боролся с болезнью. Медицина стремительно развивается, специалисты-медики всегда прислушиваются к обратной связи, действуют согласно полученным научным данным, медицинское сообщество – образец сплоченности и взаимовыручки. И всё это – ради блага пациентов. Спасибо медикам – они спасли мне жизнь. Вот эти принципы, которые я перечислил, на которых стоит медицина – как же они подчас нужны в образовании! Когда, например, с трудом получается объединить в одном курсе усилия преподавателей литературы и общественных наук (а ведь они часто сидят в соседних кабинетах!)

В прошлом году мы наглядно убедились в важности прочного и плодотворного сотрудничества медицины и образования. И помог нам в этом кризис – пандемия коронавируса. Общество бурлило, тревога нарастала. Казалось, что ещё немного – и небеса рухнут на землю. Люди, наконец, поняли, что первоклассное образование и первоклассная медицина исключительно важны. Все взоры во время пандемии были обращены на медицину и образование. Было много похвал, было много критики. Очевидно, что медицина адаптировалась, развивалась и в конце концов смогла одолеть эпидемию на её пике. К сожалению, образование не извлекло уроков из пандемии, не использовало кризис для реформирования и развития.

Что мы постоянно слышим от преподавателей? «Нас мало ценят, нам недоплачивают, нам не выделяют ресурсов, мы перерабатываем, нас поносят в прессе» и так далее. Статистика подтверждает их слова. Ежегодно более ста тысяч рабочих мест в образовании остаются вакантными, или их занимают недостаточно квалифицированные специалисты. Сейчас из-за пандемии всё больше школьников и студентов переходят на дистанционное, домашнее обучение или же уходят в частные школы. С коммерческой точки зрения, мы теряем значительную долю рынка. Так что преподавателям надо выбирать, и выбирать побыстрее. Можно продолжать винить правительство, политиков, систему, жаловаться на своё положение и нехватку ресурсов. Тогда всё останется как есть. А можно начать эволюцию в образовании. Можно отказаться от всего отжившего, начать адаптироваться и меняться, развиваться во имя успеха.

Эволюция образования зависит от каждого преподавателя, каждого директора, каждого чиновника. А также – от каждого родителя, каждого гражданина и каждого политика. Мы убеждены, что вся система образования должна измениться – быстро, фундаментально и бескомпромиссно. Следует сфокусироваться на трёх принципах: взаимодействие, партнёрство, быстрота изменений.

-4

Сначала – о взаимодействии. Когда началась пандемия коронавируса, мы все начали объединяться. Не просто департамент с департаментом, или больница с больницей. Нет, мы объединялись и взаимодействовали на уровне целых стран и даже континентов. Когда же в образовании будет похожее взаимодействие и сотрудничество? В целом, извлечение прибыли не является в образовании главной задачей, однако же, конкуренция и соперничество здесь бывают сильнее, чем в коммерции. Представьте себе такой телефонный разговор: «Алло! Да, мистер Девис, ваша дочь показала прекрасные результаты, мы предлагаем ей пойти на углублённый курс физики. У нас такого курса нет, поэтому обратитесь в соседний округ. Там есть преподаватель, господин Тёрнер, он один из лучших по физике. Мы можем организовать всё так, чтобы ваша дочь посещала его занятия, или же мы можем устроить дистанционные трансляции его уроков.» Звучит нелепо, правда?! Это результат конкуренции школ и округов. Дети из двух соседних городов могут получить совершенно разное по качеству образование. Хуже всего, что такое положение вещей усугубляет неравенство. Скажите, у кого образование будет лучше – у ребенка из благополучного региона, или у ребенка из депрессивного региона? И такие резкие различия можно наблюдать даже между соседними кварталами. В пределах одного административного округа какие-то школы имеют высокие показатели успеваемости, а в других не дотягивают до аттестата и отчисляются более половины учеников. Это просто нечестно! И очень удручает! В нашем округе мы уделяем большое внимание эффективному взаимодействию. У нас налажены связи с Университетом Иллинойса, мы регулярно транслируем университетские лекции и семинары в школьных классах. Если пандемия нас чему-то научила – так это необходимости преодолевать границы и расстояния. Скажем, у нас есть талантливый учитель истории, написавший учебник – я позабочусь о том, чтобы по всему штату учащиеся получили быстрый и легкий доступ к этим материалам, а преподаватель, в свою очередь, мог легко и просто общаться с учащимися. Чего не могу я – может другой преподаватель. Вот что такое взаимодействие и сотрудничество! В этом - будущее образования.

-5

Теперь поговорим о партнёрстве. Я настаиваю на увеличении частного влияния в сфере образования. Заметьте, речь не идёт о приватизации образования. Я говорю о частном влиянии. Я много общаюсь с преподавателями, и часто спрашиваю их – как мы можем помочь детям построить уверенную и успешную карьеру? Ответы обычно сводятся к следующим тезисам: нам нужно более многочисленное экспертное сообщество, нам нужно больше ресурсов, нам нужно больше финансирования. Хорошо, мы обозначили проблему - это уже начало её решения. Что дальше? Налогоплательщики начнут отчислять больше налогов на нужды образования? Или политики станут выбивать нам финансирование? Наступает момент, когда мы сами должны действовать и заботиться о себе. Образовательные учреждения могут сами находить частных партнёров. Например, в нашем округе есть большой спрос на квалифицированных сварщиков. Они зарабатывают хорошие деньги. Если я направлю поток молодых специалистов в этот сектор рынка труда, выиграют и общество, и экономика, и молодые специалисты. Я могу предусмотреть часы на курс по сварке, могу предоставить место и оборудование, могу найти квалифицированного преподавателя. Даже если у меня есть все ресурсы и обильное финансирование - изменения происходят очень быстро. Учебный инструментарий и методики устаревают. Знания, умения, навыки должны соответствовать требованиям времени. Для успеха нужна частная инициатива: частные партнёры, частное экспертное знание, частные ресурсы. Подвижки в этом направлении есть, но хромает структурированность и системность.

Как действует государство? Частные компании получают значительные налоговые льготы, если они финансируют образовательные учреждения. А если предложить им троекратную компенсацию всех их расходов на образовательные учреждения? Если сказать им, что за финансирование школы, которая испытывает нехватку средств, они получат в 5-6 раз больше, чем вложили? Представляете, какие квалифицированные кадры выйдут на рынок труда?! Сколько новых экспертов в различных областях мы получим?!

Однако, взаимодействие и партнёрство мало значат без готовности к быстрым изменениям. Прекрасный пример – программирование и IT. Эта отрасль стремительно развивалась в девяностые годы. Программистам были уготованы золотые горы. Прошло тридцать лет, и что мы видим? Только в 20 процентах американских школ преподаётся программирование и компьютерные науки. И эти школы считаются инновационными! Начался упадок отрасли. Да, конечно, можно отдать программирование на аутсорс в другие страны с дешёвой рабочей силой. Но разве это - решение проблемы?! Мы упустили три десятилетия. И такая ситуация не только в программировании. В целом, компании предлагают неуклюжую систему обратной связи с конечным потребителем; обращают мало внимания на данные, которые не вписываются в заранее выработанные схемы; крайне слабо реагируют на тенденции в обществе. Что касается образования, то выпускники сейчас позже начинают трудовую деятельность, в начальной школе отменяют домашние задания, много внимания уделяется эмоциональному здоровью учащихся - в ущерб их оценкам. Несмотря на это, школа почти не меняется. Сегодняшняя школа похожа на ту, что была 20 лет назад. Даже не 20, а 40, 60 лет назад. Если школа не отражает состояние общества – она становится бесполезной, ненужной.

В начале выступления я рассказывал о своей болезни. Представьте, что диагноз мне поставили не в 1997 году, а лет на 10 раньше. Мои шансы выжить были бы меньше на 16 процентов! Если бы медицина менялась так же неповоротливо, как образование, меня бы здесь просто не было! Мы, преподаватели, должны все, как один, понять - мы меняем жизни детей, мы буквально спасаем детей. Американская система образования - в кризисе, но я полон надежд и уверенности. Мы сможем обеспечить взаимодействие, партнёрство и частную инициативу в образовании. Скорость изменений в системе образования будет соответствовать скорости изменений в обществе. Я верю в своих коллег, в их знания, опыт, преданность делу, увлеченность. Мы всё можем! У нас всё получится! Спасибо за внимание!

Что Вы думаете о современном общении преподавателей с учениками?

Как ещё можно улучшить качество образования?