Данная публикация подготовлена по материалам Председателя Королевского краеведческого общества Владимира Ильича Малых.
24 ноября 1934 года родился Альфред Гарриевич Шнитке – советский и российский композитор, пианист, теоретик современной музыки и педагог, один из самых значительных музыкальных деятелей конца ХХ века. Его семья жила в Валентиновке несколько лет после войны.
Несколько слов о то, что предшествовало приезду семьи Шнитке в Валентиновку.
В 1942 году отца Альфреда, Гарри Викторовича мобилизовали в армию, где он, прекрасно знающий немецкий язык, работал переводчиком. Семья Шнитке всю войну прожила в Поволжье, в Энгельсе. Война закончилась, ждали возвращение отца, но вдруг пришел вызов из Вены. Советским офицерам, оставленным на работу в Австрии, разрешили вызвать свои семьи. В 1946 году вся семья Шнитке собралась в Вене. Отец работал в редакции газеты, которая издавалась для местного населения советским командованием. Однажды отец Гарри Викторович на работе в качестве премии получил аккордеон, и Альфред, всю жизнь, с раннего детства, мечтавший о музыкальном инструменте, сразу же оказался его хозяином и быстро, совершенно самостоятельно научился играть на нем. В доме, где жила семья, проживала пианистка, которая давала уроки игры на рояле. Альфред договорился с ней и начал заниматься музыкой. Когда родители узнали об этом, то возражать не стали.
В июне 1948 года жизнь русских семей в Вене закончилась. Советские войска должны были покинуть Австрию. Семья Шнитке возвращается в СССР, в Москву. Поиск квартиры приводит их в Валентиновку, где им удается снять половину дома-дачи, принадлежащей Брук Г.А. Вот теперь этот дом до 1956 года будет их постоянным местом жительства. Правда, сам Альфред покинет его раньше, в 1953. Судя по планировке и внешнему виду, проект дома был взят по типу австрийского «шале».
Может быть это была одна из причин, которая привлекла внимание отца семейства к этому дому. И строили его немецкие военнопленные. Дом стоял на краю улицы, а напротив него вообще была пустошь, где летом собирались и играли дети. В этом доме будут собираться друзья семьи, хорошие знакомые и близкие на праздники, на семейные события. Самое лучшее описание жизни в Валентиновке мы находим в воспоминаниях сестры Ирины Комарденковой-Шнитке: «И все же в первых числах декабря мы оказались в Валентиновке, подмосковном дачном поселке, тихом, чистом и уютном. Здесь, у бывшей сокурсницы папиного брата, дяди Толи, была дача. Мы прожили в этом доме до июля, а точнее до середины августа 1956 года. В деревянном одноэтажном доме мы снимали за 350 рублей в месяц две комнаты. В доме было четыре комнаты, включая кухню. Мы занимали две комнаты и, конечно же, пользовались и кухней… Наша большая комната была проходной, в ней было две двери, одна – из кухни в комнату, другая – из нашей большой "детской" в маленькую комнату родителей… Обе комнаты получились уютными, а "детская" была просто просторная, т.к. наши с Витей раскладушки на день убирались и раскладывались только перед сном, в самом теплом углу, у печки… Все внутреннее пространство дома было разгорожено тонкими тесовыми перегородками, не доходящими до потолка. Каждое, даже тихо сказанное слово, можно было услышать в любом углу дома. Подобно звуку распространялось и тепло, но, увы, недолго оно задерживалось, не спасали даже теплые пуховые перины, привезенные из Вены: утром в доме было неуютно и выбираться из-под перины не хотелось …
Достопримечательностью Власовки (теперь Валентиновка) был огромный дуб, и, по-видимому, очень старый. Он рос в последнем дворе улицы, справа, если идти от станции. За ним начиналось поле. Небольшое по размеру, оно доставляло людям, вынужденным пересекать его огромные неудобства: глинистая почва поля крайне редко отдавала галошу или ботинок, который она так ловко "стягивала" с ног своих жертв.»
Поскольку учебный год уже начался, выбора в какую школу идти, не было, Альфред и Виктор поступили в 1-ю Костинскую школу-десятилетку (бывший учебный комбинат Болшевской трудкоммуны, ныне – Техникум технологии и дизайна), а сестра Ирина пошла в начальную школу в офицерском поселке.
Родители с раннего утра до позднего вечера были в Москве, отец сразу же получил работу в издательстве «Иностранная литература», а мама в газете, издававшейся для военнопленных на немецком языке. Но это продолжалось недолго, и когда немецких военнопленных стали возвращать на родину, газета была закрыта, и все оставшееся время в Валентиновке мама Альфреда не работала и занималась детьми. Кроме учебы у Альфреда на втором месте был аккордеон. Наступает весна, начинают приезжать дачники, появляются дети. Все вместе собираются на пустом участке – «полянке». Родители покупают детям велосипеды, и их кругозор резко увеличивается. С теплыми днями – поездки на Клязьму в Бурково, а когда нельзя купаться – просто поездки в Щелково, Загорянку и даже на Медвежьи Озёра.
Летом, когда Альфреду было 14 лет, он впервые проявил полную самостоятельность. Неизвестно, советовался ли он с родителями или нет, но он пошел в пионерский лагерь на территории санатория (на улице, которая сегодня носит имя Марины Цветаевой; сейчас на месте бывшего лагеря учреждение) и договорился о том, что он будет в качестве аккордеониста играть на танцах. Как пишет Ирина «… он решал в это время самую важную проблему своей жизни…», хотел поступить в музыкальную школу! И он решил её! В августе 1948 года его принимают в музыкальное училище имени Октябрьской революции С этого момента жизнь семьи резко меняется. Наконец у Альфреда появляется настоящий инструмент, ему покупают пианино! С первого сентября он вместе с отцом начинает уезжать утром в Москву и возвращается поздно вечером. А электричка – это же целый час в вагоне! Говорят, что Альфред так был увлечен сочинением музыки, что, сидя в вагоне, доставал нотную тетрадь и записывал музыку, которая рождалась у него в голове. Родители купили радиоприемник «Балтика» с проигрывателем, и по вечерам отец и Альфред слушали музыку. По воспоминаниям Ирины, пластинки были с записями произведений Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Баха, Моцарта. Особенно они любили слушать «Лоэнгрина» Вагнера из цикла «Кольцо нибелунгов».
По краю Валентиновского поля лыжники прокладывали лыжню, и в хорошую погоду на прогулку выходили целыми семьями. Вот так на лыжне Альфред познакомился с А. Г. Двейриным. Зима опять сменилась весной, снова стали приезжать дачники. Некоторые дачники стали привозить с собой только, что появившиеся тогда телевизоры. Это был новый источник радости и те, кто имел телевизор, не могли отказать детям в этой радости. У соседей в семье Брянских у первых появился такой телевизор и все дети и их друзья, естественно собирались в этом доме. Приходили обычно днем, когда показывали интересные фильмы. Дети счастливые не отрывали глаз от экрана. В 1953 году Шнитке поступает на композиторский факультет Московской консерватории. Осенью 1955 года Альфред женится и переезжает в Москву в квартиру жены, около Таганки. Но все равно, каждую субботу и воскресенье они, жена Галина и он, приезжают в Валентиновку. В 1954-1955 годы выходные и праздники в гости начинают приезжать друзья Альфреда по консерватории – Аркадий Петров, Дарик Караманов, Женя Крылатов. Мама Альфреда накрывала красивый стол, и гости разговаривали о музыке, хвалили пироги, а потом танцевали. В 1958 году Шнитке закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского и его принимают в аспирантуру, которую он оканчивает в 1961 году. После аспирантуры он начинает преподавательскую деятельность в консерватории – преподает инструментовку, чтение партитур, полифонию, композицию. Вот так переплелась судьба великого композитора современности АльфредаГарриевича Шнитке с нашим городом. Альфред Шнитке написал музыку к фильму о первом космонавте: «Наш Гагарин», который вышел на экраны в 1971 году. Авторы сценария И.Бессарабов и Я. Голованов. Кроме этого им написана музыка к 60-ти фильмам. В музыкальном оформлении Зимней олимпиады в Сочи использовалась музыка А.Шнитке. Открытие Сочинской зимней олимпиады происходила под звуки его «Concerto grosso № 1».
А вот как рассказывают о закрытии Олимпиады: «Каждый номер рассказывал об определенном периоде российского искусства. На арене появлялись полотна Малевича, Шагала, Кандинского, описывали герои картины и кружились в воздухе в красивом танце под «Польку для альта и струнных». Отдельно под управлением В. Георгиева в Сочинском Зимнем театре был дан концерт в рамках IV Зимнего международного фестиваля искусств. На концерте во второй части прозвучал «Концерт для альта с оркестром» А.Шнитке.
Фотографии, иллюстрирующие статью, предоставлены В.И. Малых: дом, где проживала семья Шнитке, камин, на месте которого раньше была печь, и веранда, на которой мама Альфреда кормила гостей пирожками.
Владимир Ильич Малых сделал эти снимки в 2014 году. Сейчас дом значительно перестроен, и в нем трудно узнать то «австрийское шале», в котором семья Шнитке жила после войны.