Восточные народы издавна снискали себе славу хороших торговцев. Однако, когда речь идет об удачной сделке на миллионы долларов, становятся интересны любые её детали. Каждый зритель ролика на Youtube сам сделает выводы о том, «виноваты» ли здесь традиции, блеф или развод в большом бизнесе. Герой семиминутного видео в непринужденной беседе раскрыл секреты тендера крупнейшего сотового телеоператора «Кар-Тел» в стране.
Немного о главном герое
Маргулан Калиевич Сейсембаев является инвестором, путешественником, успешным бизнесменом и общественным деятелем в РК. Он известен как меценат и благотворитель.
Но бизнесмен оказался замешан в нескольких уголовных делах на Родине и за рубежом. Одно из них как раз и связано со сделкой по К-Мобайлу. Её подробности Сейсембаев раскрыл в ролике-беседе.
Факты о сотовом операторе
Казахстанская сотовая компания «Кар-Тел» изначально работала под торговой маркой K-Mobile. К её созданию оказались причастны турецкие Rumeli и Telsim. Определенную долю внесла отечественная «Телекоминвест».
Последняя была связана с четой Кулибаевых – дочерью и зятем тогдашнего президента РК.
В начале двухтысячных годов у турецких хозяев начались проблемы на родине. Казахстанский партнер забрал свои доли в «Кар-Тел». С этой покупки и начинается рассказ героя в ролике из Ютьюб.
Удачная охота
У покупки была предыстория. Маргулан вспоминает, что в одной из ежегодных многодневных поездок на природу к нему «привязался» товарищ Искандер Ергалиев. Последнего не испугало то, что до местной охоты необходимо было добираться 21 час.
«Он работал генеральным директором сотового оператора K-Mobile », - вспоминает в ролике Маргулан. В пути Ергалиев очень много рассказывал о технологиях, на которых построена современная связь. Ключевым моментом всей этой поездки стала фраза на подлете к городу: «А почему ты не купишь K-Mobile?».
По словам приставшего с навязчивой идеей покупки Ергалиева, K-Mobile был неликвидом зятя Назарбаева. И Тимур Кулибаев быстро согласился на сделку.
«Прихожу, говорю, что хочу купить», - делится воспоминаниями Сейсембаев. – «Вот у меня 12 млн долларов, готов заплатить. А 20 марта уже подписываю все документы. На тот момент я уже был хозяином «Альянс Банка».
На момент покупки у компании был долг в 237 млн долларов. Организация функционировала на бывшем в употреблении оборудовании из Турции. У компании было 220 000 абонентов.
Решение о тендере
По словам Маргулана, через неделю после сделки к нему пришли «ребята Тимура» с просьбой продать компанию обратно. Но цена уже была другой – 24 млн долларов. Аргумент был один: «так надо».
Бизнес-чутье Сейсембаева не подвело: за желающими стоял какой-то крупный покупатель с ценой сделки в 50 млн. Предприниматель решил ждать «рыбу покрупнее».
«Мы с Искандером решили устроить тендер. Первоначально ожидали максимальной выручки в 150 млн долларов».
Со стороны всё было абсолютно прозрачно. Переговоры проходили в Data-Room. С условиями открыто знакомились 4 компании – Orascom, China Mobile, MTC и «Вымпелком».
После оглашения условий сразу ушли первые двое желающих. Но об этом не знали остальные претенденты.
Гонка цен
Первое предложение прислал «Вымпелком» на сумму 210 млн долларов. MTC предложила 170.
«А мы ведь хотели 150! Радуемся с Искандером, но продавать компанию я не разрешаю». Логика была простой – Сейсембаев понимал, что предложена минимальная сумма.
В ответном факсе в обе компании казахи объяснили: извините, вы не проходите по цене и проиграли тендер. При этом у них уже не было других кандидатов.
Полтора дня тишины прошли «на нервах». Но потом пришло сразу два предложения: МТС давал 300 млн, а «Вымпелком» – 290.
«Искандер говорит: «Ну всё, за 300 продали? Я говорю: не, не продали», – и в этот раз отказывает Сейсембаев. На этой почве партнеры чуть не поругались. Маргулан стоял на своем: это - еще не самое лучшее предложение. Между тем, оставалось всего полтора дня тендера.
Ответом стали 370 от МТС и 340 млн долларов от «Вымпелкома». Но и здесь Сейсембаев ответил отказом в обе компании. Счет шел на часы.
Вечером этого же дня Маргулану позвонили и попросили назвать лучшее предложение. На обратном конце провода предположили, что это – 400 млн и предложили на десять больше. В итоге стороны сошлись на сумме в 425 млн долларов. С условием, чтобы бизнесмен приехал подписать документы вечером в гостиницу к партнеру. А утром заветная выручка уже была на его счету.
Так в 2004 году российский «Вымпелком» приобрел «Кар-Тел» за 425 млн «зеленых» с учетом долга, сократившегося до 75 млн. До 670 000 выросло число абонентов.
Заработанные на сделке деньги Сейсембаев инвестировал в «Альянс-банк». А в 2008-м арбитражный суд в Париже вернулся к теме «Кар-Тела» и обязал выплатить 125 млн долларов турецкой стороне из-за потери «Кар-Тел». Но это - уже другая история.
Источники: nur.kz, m a r g u l a n .i n f o , форбс.kz и другие.