Найти тему
Антон Войцеховский

Про "Лигу справедливости" и режиссерские версии фильмов

18 марта на HBO MAX выходит режиссерская версия «Лиги справедливости» Зака Снайдера. У нее совершенно невероятное название «Zack Snyder's Justice League». Имя режиссера стоит раньше, чем название фильма. И все пишется вместе.

Лига справедливости Зака Снайдера
Лига справедливости Зака Снайдера

Ничего похожего в истории кино лично я вспомнить не могу. И дело не в приставке «режиссерская версия». А в том, что это никакая не «режиссерка» в традиционном понимании. По сути HBO MAX сделали то, на что ни у кого не хватало ни амбиций, ни денег.

Есть director's cut «Титаника», «Терминатора-2», «Чужих», «Аватара», «Я-легенды», «Леона», «Танцев с волками», «Властелина колец» и «Хоббита». И много еще каких. Режиссерки «Титаника» и «Терминатора» интереснее, чем их театральные версии. В director's cut «Леона» несовершеннолетняя Матильда напивается и лезет в койку к последнему (потому, вероятно, все это и вырезали из фильма). А вот полную версию «Танцев в волками» смотреть уныло. Хотя Костнер отличный режиссер.

Но это все - не «режиссерские версии». Они просто длиннее, чем кинопрокатные варианты. Грубо говоря «режиссерская версия» - это двойной гамбургер. Вкус тот же. Вид тот же. Пахнет так же. Просто больше.

«Режиссерские версии» ничего не меняют в фильме. Не дают другой сюжет. Другое настроение. Других героев. Другие выводы. Другую динамику. Они не отличаются от версий, которые одобрили, его величество, продюсер и, ее высочество, студия. «Режиссерская версия» - это просто еще одни инструмент для вытрясенная денег. В кино прокатали? Для домашнего экрана выпустили? Как еще можно денежку получить? Правильно! Выпустив «режиссерскую», то бишь расширенную версию.

Альтернативные концовки тоже нельзя причислять к «режиссерским версиям». Два финала есть у "Титаника" и "Я-легенды". У "Эффекта бабочки" - их сразу несколько. Типа «они оба не повернулись / повернулся только он / повернулась только она / они оба повернулись и увидели друг друга». В сети можно найти - поржать. Альтернативные концовки нужны для тестовых просмотров. Не понравится один вариант - покажут другой. Утвердят тот, что больше приглянется публике. Это не про режиссерское видение. А опять про бабки.

Лига справедливости
Лига справедливости

С «Лигой справедливости Зака Снайдера» - совсем другая история.

Как известно, фильм доделывал не Снайдер, а Уидон. А первый самоустранился со съемок. По легенде, в связи со смертью дочери. По факту - никто не скажет. «Лига» вышла. Звонким хитом не стала. Негатив собрала. Потом, кстати была выпущена и «Режиссерская версия». Она у меня есть. Тот же гамбургер, только двойной. А вот дальше случилось неожиданное.

Снайдер обладает очень своеобразным зрительским капиталом. Каждый его фильм синефилы мира встречают на коленях с молитвой «Господи, пусть ЭТО у него окупится, ведь иначе ему больше денег на съемки не дадут». Снайдер визионер, умеющий снимать красиво и необычно за очень приличные деньги. И каждый раз эти фильмы на грани провала. Его кино не глубокое. Иногда это в принципе не кино, а один клип. Но при этом картинка - божественная. Каждый кадр - произведение искусства.

И вот бритва чиркнула уже рядом с горлом Снайдера. Его (скорее всего) погнали со съемочной площадки «Лиги», потому что он гнул свою линию: «Эпично, красиво и мрачно», а продюсеры хотели: «Как у Марвел! И побольше шуток!».

Синефилы, худшие опасения которых сбылись, - дружно пустили сопли и подняли вой. «Дайте Заку выпустить ЕГО ВЕРСИЮ Лиги! Без шуток! Без «как у Марвел». #ReleaseTheSnyderCut И я их понимаю. Я тоже подвывал примерно в том же направлении. Хотя, понятно было что это ни к чему не приведет. Потому что, не было и быть не может никакой «режиссерской версии». Их в природе не существует. Есть театральные версии. И расширенные. Все.

А дальше произошло что то из серии «офигеть!». Ор и вой в сетях, акции в поддержку, смехотворный сбор средств в поддержку, пандемия и открещевание режиссера в результате привели к тому, что Снайдеру сперва выдали 20-30 млн на перемонтаж и эффекты.

А потом еще бюджет на дополнительные съемки! Всего по слухам 70 млн. Семьдесят миллионов американских рублей, чтобы переделать фильм! За такой пресс можно новый фильм сделать, а не то что старый доснять.

Зак Снайдер
Зак Снайдер

Что в результате? 18 марта у нас будет два фильма. Не толстый и тонкий. А продюсерская и первая по-настоящему режиссерская версия многомиллионного блокбастера. С блек-джеком, шлюхами и другим сюжетом.

История знает частично переделанные фильмы после их кинопроката. «Супермен-2». «Расплата.» Время от времени синефилов потряхивает от перемонтажа финчеровского «Чужого-3». Но подобные истории - это низкобюджетные усилия для узкой группы ценителей. Режиссеры в этой веселухе участия не принимают. Тот же «Чужой-3» монтируют по раскадровке Финчера. Но сам метр от приглашения заглянуть на студию и мудро поруководить - только креститься и плюется.

«Лига справедливости Зака Снайдера» и «Лига справедливости» это будет полноценный батл двух элитных тежеловесов. И что то мне подсказывает, что Снайдер забодает Уидона. Уложит на лопатки и по картинке, и по оригинальности, и по эпичности. И полностью провалится по деньгам. Чем в очередной раз убедит продюсеров, больше ничего подобного никогда не делать.