Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 2. «Ученики и их родители». Тексты 51-100

51. Нередко, разговором с преподавателем управляет только родительское воображение и фантазии…

52. Если вы желаете постоянного внимания к себе в школе со стороны родителей учащихся, то обещайте им всё, так как если вы даже не выполните ничего из обещанного, всё равно будете виноваты не вы, а их дети…

53. Обычно, родители учащихся настолько увязают в своих воспитательных традициях и привычках, что совсем не хотят ничего понимать преподавательского помимо того, что сами знают…

54. Преподавателю с родителями учащихся недостаточно быть только профессионально осведомлённым. Ему так же необходимо быть ещё и доброжелательным, и тактичным с ними…

55. Плохи дела с музыкальным обучением ребёнка, когда в голову его родителей приходит мысль: со школой надо что-то делать…

56. Для того, чтобы ученик что-то хорошо запомнил на уроке, надо чтобы он на уроке это и хорошо понял…

57. Когда в школе родители обращаются к преподавателю, то они от него, обычно, не сострадания ждут, а полезного совета или умной рекомендации…

58. В беседах с родителями преподаватель слышит только те вопросы, на которые он в состоянии найти в своей голове ответ…

59. Одному только родительскому разуму, как мудрому попечителю всего младого человечества вообще, преподавателю и нужно доверять при обучении их детей…

60. Когда преподавателю нечего сказать родителям учащихся на собрании, то лучше не мычать, а говорить им что-нибудь здравое, что всегда разумнее любого мычания…

61. Среди родителей детей, с которыми мы в школе встречаемся, разговариваем, много таких, кто разочарован, сбит с толку и растерян тем, что обучение музыке, оказывается, очень непростое дело. И кроме исполнения своей прямой миссии, наша святая обязанность заключается и в том, чтобы показать этим несчастным свет в конце того тоннеля, куда они неожиданно для себя попали с ребёнком...

62. Всякие профессиональные и специальные слова преподавателя на родительских собраниях – это всегда прекрасное препятствие быть неправильно или совершенно непонятым участниками собрания. Поэтому, нам всегда необходимо следить: когда, и надо ли, в своей речи применять или использовать различные научные термины и модные слова…

63. Все мы видели в холлах музыкальных школ болтай-скучающих одиноких папаш и неработающих мамочек, которые считают себя эдакими народно-мудрыми воспитателями и специалистами в сфере детства. Но надо им сказать, ради их же воспитательного блага: ваши детки часто перехвалены и переоценены вами же. Вы давно превратили их в маленькие объекты культа. Ребёнок – это ваш идол и фетиш, и по-правде сказать: это не есть хорошо, как говорится. И не надо кого-либо убеждать или рассказывать, что мол «мы же очень особенно любим своих детей», так как все мало-мальски нормальные родители любят своих детей. Какое-то особое ваше представление о собственной любви к собственным детям не делает вас какими-то особенными, а если вы следуете этому в себе, то кроме перекоса с общечеловеческим в ребёнке, это ничего не даёт ему. Отсюда, возможно, и наблюдаемый ныне всеми постоянный интерес публики к различной возне с детством в медиа, этой психиатрической мании, которая очевидно также полагает, что всё и вся на свете должно крутиться только вокруг жизни детей. Они же дети! Они же цветы жизни! Однако, всё это может быть правильным по здравомыслию при одном условии: если в общей жизни обычного человека не будет перекосов в любую сторону, хоть в части цветов, хоть в чём-либо другом…

64. Часто, самый верный способ ввести родителей учащихся в нездоровое смущение – это высказать им чистую правду об их ребёнке…

65. Преподавателю вовсе не обязательно соглашаться с родителями ученика, чтобы найти с ними общий язык в теме обучения их ребёнка…

66. В беседах с родителями учащихся преподавателю не следует беззастенчиво лгать, когда можно обойтись умной уклончивостью…

67. Задача преподавателя в отношении родителей учащихся – всегда говорить им правду. И в общении с ними, уровень правды преподавателя должен быть настолько высоким, что даже многое из придуманного и вымышленного им, на основании своего опыта работы с детьми, должно давать родителям более правдивую картину обучения, чем любое скрупулёзное перечисление фактов этого обучения…

68. Ученик! Не искушай учителя своего на раздражение и гнев в классе…

69. Дорогие учащиеся всей школы! Не вздумайте продолжать агрессию по отношению к столь нужным местам в школе, как туалеты и кабины в них! С 1 апреля в школе начинает функционировать видеонаблюдение нового поколения!..

70. Добрые советы и рекомендации преподавателя родителям учащихся напоминают бумажные самолётики; их всегда значительно проще запускать, нежели делать…

71. Каждого родителя преподаватель обязан выслушать, но не с каждым ему стоит разговаривать серьёзно…

72. Когда случится творческий неуспех с учащимся, то это совсем не означает, что с ним «всё понятно». Правильнее, как говорят в народе: «И после плохого урожая надо сеять...»…

73. Не тот ученик хорош, у которого мы хвалим руки или технику меха, а тот, у кого музыкальное исполнение не позволяет нам восхищаться отдельными сторонами его музыкально-художественной выучки...

74. Трудно привести ученика к успеху нравоучением и инструкцией. Много легче достичь этого – примером разумного отношения к профессии...

75. В каждом ученике есть искра творчества и преподавателю надо только дать ей не погаснуть и всё более, и более разгораться...

76. Нам надо уметь чувствовать в ученике человека, уметь читать его душу и чаяния, видеть его интересы и духовный мир, слышать его радость, беду, проблемы, хитрости...

77. Цель правильного ученического исполнения – раскрывать красоту музыкального произведения и скрывать руку преподавателя...

78. Родителям учащихся никогда не следует доверять тем из нас, кто сразу называет им свой высокий тариф за оказание образовательных услуг в подготовке к поступлению в ссуз без малейших гарантий успеха. Преподаватель, способный на такое – способен на всё, и даже большее...

79. Сколько времени можно любить учащихся, которые не любят ни нас, ни музыку, ни учебный труд? Да очевидно, и чаще вынужденно, ровно столько времени любить их за это, сколько потребует их полный курс обучения в школе...

80. Самостоятельность учащегося в музыке – пожалуй, единственное и самое прочное основание его плодотворного обучения…

81. Некоторые из нас любят выбирать себе учеников в класс с особым тщанием. Но у одних ученики – получаются все как на подбор, у других же – нет ни одного хорошего, хотя и полный класс…

82. Страх наказания не делает из злонамеренно настроенного на учёбу ученика добра-молодца в ней. Более того, когда страх наказания смешивается со злостью в ученике, то это, может быть, является самым отвратительным результатом, который встречается в музыкальной педагогике…

83. Порою, самая большая цена, которую приходится платить преподавателю за работу в классе, – это постоянное присутствие рядом учеников. А ведь иной раз, так хочется побыть одному и просто ничего не делать в классе...

84. Идеал современного ученика музыкальной школы – это цельный, действительно всесторонне, а не однобоко развитый, способный к самосовершенствованию и обретению новых знаний, навыков и умений образованный ребёнок, а не кастрированное, засушенное и лишённое малейших зачатков к художественному творчеству, музыкально отвращённое и погубленное существо...

85. Если бы мы по-настоящему влюблялись в каждого нового ученика, то при неизбежном расставании с ними нам пришлось бы каждый раз лишаться частицы собственного сердца. Ну, и на долго бы нас тогда хватило?..

86. Притязания учащихся на любовь преподавателя к себе – безмерны. Они нередко требуют абсолютной исключительности педагогической любви к себе, и часто не допускают делёжки этой любви к себе с кем-либо ещё из одноклассников...

87. Замечали ли вы, что в инструментальном исполнении ученика, впрочем, и не только в нём, – музыкальная искренность ребёнка – почти всегда является синонимом музыкальной одарённости его? Или нет?..

88. Известно, что один преподаватель ничего не может сделать в классе без ученика, но когда они вдвоём что-то делают в нём, то им порою бывает ужасно скучно...

89. Будучи в здравом уме и памяти, попробуйте претворить в жизнь все свои сорвавшиеся с губ обещания родителям учащихся. Может это научит вас в школе держать язык за зубами…

90. На свете так много учащихся, которых можно хоть как-то обучать музыке, и так мало тех из них, с кем можно плодотворно работать над музыкой в обучении...

91. Учащиеся и их родители больше чего бы то ни было нуждаются в нашей поддержке, поощрении и прощении. И тут, никогда и никем из них нельзя ни пренебрегать, ни небрежничать...

92. Всю жизнь преподавателю приходится в той или иной мере внушать своим ученикам, что человек и его труд должны быть полезными, что дарить свою любовь людям гораздо важнее, чем её получать… Что из этих внушений остаётся в душах ребят – каждый может увидеть на примере учащихся своего класса…

93. Мы часто говорим ученикам: надо быть лучше, чем другие. Хотя точнее и правильнее было бы говорить им: нужно быть лучше, чем вчера. Конечно, такой подход не самый лёгкий, но зато он самый беспроигрышный...

94. Как только учащиеся заканчивают музыкальную школу, то у очень и очень многих из них тут же случается счастье в жизни. И это событие для них давно имеет статус желанной закономерности...

95. Среди неписанных правил в музыкальной педагогике есть и такое: нельзя никогда и ни в чём обижать родителей учащихся...

96. Неписанное правило музпедагогики гласит: родители учащихся охотно верят лишь тому из сказанного преподавателем, чему желают верить...

97. Многие из родителей учащихся ставят знак равенства между учёбой в ДМШ и последующей артистической жизнью своих детей на больших сценах, особенно в начале обучения...

98. Если говорить об учениках обобщённо, то без каких-либо сомнений, все они являются очень полезными для становления нашего профессионального мастерства и педагогической карьеры. Но надо понимать при этом, что мы их любим – не только за это...

99. Ученики всегда способнее, чем они выглядят в классе…

100. Не так может быть зловредна педагогическая правда для родителей учащихся, как зловредна её видимость в школе для них...