Найти тему
Энергофиксик

Российским ученым удалось существенно снизить коэффициент трения между предметами

Оглавление

Научной группе, работающей в НИЯУ МИФИ, совместно с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта в ходе серии экспериментов удалось добиться существенного снижения коэффициента трения между предметами.

Как удалось добиться такого снижения

В процессе выполнения экспериментов ученые решили использовать для снижения коэффициента трения уникальный материал, который был разработан ранее этими же инженерами.

Новый материал для снижения коэффициента трения представляет собой пласты веществ, толщина оных может быть всего пару атомов. Учеными были использованы так называемые соединения переходных металлов с серой, селеном и теллуром, которые называются "халькогенидными металлами".

В результате применения этих веществ ученым удалось добиться существенных результатов, а именно снижения коэффициента трения между деталями почти в 10 раз.

РЭМ–изображения поверхности тонкопленочных покрытий Mo-S–C–H, полученных методом реактивного импульсного лазерного осаждения (плд) на стальные подложки при следующих давлениях H2s: (а) 5,5; (Б) 9; (в ) 18 па.
РЭМ–изображения поверхности тонкопленочных покрытий Mo-S–C–H, полученных методом реактивного импульсного лазерного осаждения (плд) на стальные подложки при следующих давлениях H2s: (а) 5,5; (Б) 9; (в ) 18 па.

Так покрытия толщиной всего в 0,5 мкм позволили добиться снижения коэффициента трения стального шарика, который производил скольжение по металлизированной пластине без использования традиционных видов смазочных материалов.

И в результате этого был продемонстрирован коэффициент трения, который оказался менее 0,03 единицы. При этом данные цифры были показаны как при стандартных комнатных условиях, так и при температуре окружающей среды в –100 градусов по Цельсию.

Для понимания уровня скольжения примерно аналогичные параметры скольжения наблюдаются у коньков, которые скользят по льду.

Перспективы использования новых материалов в промышленности

Новая разработка ученых может быть востребована практически во всех отраслях промышленности. И пока не идет речь о полноценном коммерческом использовании разработки ученых.

Но, вполне вероятно, в ближайшем времени мы с вами увидим изделия, в которых в качестве смазочных материалов используются материалы, разработанные инженерами НИЯУ МИФИ совместно с Балтийским федеральным университетом имени И. Канта.

Понравился материал? Тогда ставим палец вверх и подписываемся на канал.

Спасибо за ваше внимание!