Пару дней назад решил посмотреть новый фильм Кристофера Нолана "Довод". Не могу назвать себя ярым поклонником его творчества. Да, меня, конечно, впечатлила его версия Бэтмена, в особенности представление одного из главных злодеев - Джокера. Хит Лэджер сыграл его бесподобно. До сих пор считаю, что Хоакин Феликс не переплюнул его. Да, он показал Джокера с интересной стороны, возможно, сделал его более психопатичным, фриковым, но не создал вокруг него какого-то загадочного антуража, какого-то ореола силы. Джокер Хита Лэджера управляем какой-то одному ему понятной логикой, поэтому любая сцена с ним - всегда нечто вроде сюрприза. Открываешь коробочку, а оттуда боксёрский кулак на пружинке. В Джокере Хоакина Феникса этого, безусловно, нет. Единственное, с чем соглашусь, что игра Феникса тоже хороша и что ему было крайне сложно создавать своего персонажа после Хита Лэджера. Возможно, когда-нибудь напишу об этом полноценный материал.
Однако в данной статье речь не о об этом. Вернёмся к именитому режиссёру и его новому фильму.
Вообще мне нравится, как Кристофер Нолан снимает кино, то есть как он его делает, но вот в плане сюжета, смысловой составляющей как-то всё очень жидковато, что ли. Я очень долго подбирал это слово. Да, именно жидковато. Вроде бы есть фантастический элемент в фильме, и ты ожидаешь увидеть хорошую фантастику, но, по сути, в хронометраже большую часть времени - это просто блокбастер: секретные агенты, стрелялки, драки, какие-то шпионские игры - и всё это не самого высокого качества. Если нужно что-то про спецслужбы - посмотрите фильм "Шпионские игры", про драки - даже "Джэк Ричер", по-моему, превзошёл "Довод", а "Рейд" - эт вообще что-то запредельное в плане постановки боёв.
Да и как фантастика, на мой взгляд, очень слабо. Согласен, что идея хорошая. Инверсированные пули, другие предметы - выглядит очень необычно. Но на этом всё и заканчивается. Технология инверсии, физика её взаимодействия с нашей реальностью очень плохо продумана.
Приведу один короткий пример: помните драку одного из героев с каким-то инвертированным агентом в чёрной спецовке? Да, выглядело круто. Но получается, если он хочет ударить этого бойца, то должен просто выставить кулак, и боец сам будет биться об него. Так ведь выходит? Я сейчас рассуждаю, проводя аналогию с брошенной пулей. То есть если мы хотим бросить пулю, мы не можем её бросить - мы можем подставить руку, как будто мы её бросили, и пуля вернётся к нам в руку. Сложно, да? Для тех, кто не смотрел, будет не очень понятно. Но уверяю вас, в фильме эта загадка явно раскрыта очень плохо.
Ещё один момент, который мне лично не понравился. Не хочется писать политически ангажированный отзыв, но какого чёрта американские спецагенты осуществляют какую-то секретную операцию на территории Украины? Что они там забыли? Хотя начало фильма, то есть сама операция, поставлена очень хорошо, если не сказать больше, безупречно. Тут надо отдать должное режиссёру и его команде.
Помимо этого в фильме очень много сюжетных дыр. И знаете, возможно, скажу такую крамольную вещь, но даже в боевике всё-таки хотелось бы увидеть более глубоких и проработанных героев. Вспомните, например, фильм "Правдивая ложь" с Арнольдом Шварцнеггером. Фильм - чистейший боевик, но с элементами комедии, и несмотря на все стрелялки, взрывалки, герои, их мотивация, их характеры, представлены очень хорошо, оттого и фильм до сих пор смотрится. А что есть у персонажей фильма "Довод" кроме запоминающейся внешности, которая, кстати, не должна быть, по идее, таковой у секретных агентов. Боробдку главному герою желательно бы сбрить...)
Хронометраж фильма однозначно затянут. На что там смотреть два с половиной часа? Если кто не помнит, "Аватар" Джеймса Кэмерона шёл два часа сорок две минуты, и время там было заполнено под завязку - ничего лишнего. Здесь же примерно час-полтора мы наблюдаем одну и ту же картину: кто-то куда-то бежит, кто-то в кого-то стреляет. Зачем это показывать столько времени? Не знаю, как в конце, ибо я не смог досмотреть сей "киношедевр" до конца, но в начале точно можно было минут тридцать обрезать.
Под итого: столь рекламируемая новая картина от режиссёра "Интерстеллара" не впечатлила ни капли. Нудно, скучно, серо. Не интересно. Хорошая идея общую канву сюжета, увы, не спасает. Идею нужно прорабатывать, освещать с разных сторон, показывать, как это всё работает в различных ситуациях, опираясь на чётко простроенную механику фантастического элемента. В "Доводе" этого нет, а значит, даже начинка фильма не выглядит захватывающе.