Наш сегодняшний герой был настоящим хозяином жизни – ибо успел он взять от нее с лихвой. Дрейк торговал рабами, грабил корабли с золотом, воевал с испанцами, спасал Родину, был посвящен в рыцари, а на досуге забабахал второе в человеческой истории кругосветное путешествие.
Юность
Дрейк появился на свет примерно в 1540 году в многодетной (но богатой) фермерской семье - он был старшим сыном, и только братьев у него было по меньшей мере одиннадцать. Вот где надо искать корни его неуемной тяги к путешествиям – младшие братья довели до ручки, а старшенький взвыл, хлопнул дверью и убежал в Америку.
В возрасте лет пятнадцати Фрэнсис уже поступил помощником на корабль – впрочем, это был скучный старый торговый барк. Его капитан, умирая, завещал это корыто Дрейку. Тот, однако, предпочел строить свою карьеру более продуктивно, нежели то можно было сделать, торгуя чуть ли не картошкой. В 60-х годах наш герой принял участие в ряде преинтересных движух, которые нынче подпадают под категорию «особо тяжких». Эти мероприятия были инициированы его родичем, старым хитрым пройдохой Джоном Сильвером Хокинсом. Занимались родственники тем, что устраивали налеты на африканское побережье с целью добычи… черного дерева, как это тогда скромно называлось. Купленных у местных царьков чернокожих они переправляли на своих кораблях в Америку – рабов там ценили уже в XVI столетии. Но эти гешефты оказались, по преимуществу, неудачными для Фрэнсиса – то корабли потонут, то соратники от какой-нибудь очередной заразы перемрут, то испанцы отожмут негров себе, то еще зашквар какой-нибудь… В общем, расходы одни.
А потому Дрейк вскоре забил на такую торговлю и решил выбивать деньги с испанских и португальских поселений в Америке – к этому он пристрастился, как торчок к дозе, пока плавал с Хокинсом. Таким образом ясно, что теплые (опаляющее теплые) чувства у него с испанцами были взаимными.
Свободное плавание
И вот, в 1572 году Фрэнсис Дрейк открыл свой первый самостоятельный стартап. Он отправился из Плимута на двух крошечных кораблях, имея на борту 73 отбитых единомышленников. Первая атака на одно из испанских поселений чуть не стала последним, ибо герой отхватил горячую оплеуху испанским тесаком и, харкая кровью, был насильно уведен с поля битвы своими бойцами. Оклемавшись, Дрейк накрепко окопался в той местности (а это было поблизости от Панамского перешейка) и стал терроризировать район, не давая испанцам не чихнуть, ни… ну это самое. В ведении своего своеобразного бизнеса Фрэнсис не боялся осваивать новые сферы деятельности: в 1573 он совершил эпический налет на сухопутный испанский караван, с горкой нагруженный серебром. Его подельниками были французские корсары и беглые рабы. Разграбить испанскую колонну оказалось самой легкой частью предприятия – потом надо было еще унести прибыль. Спасаясь в ужасе от толпы находившихся в дурном расположении духа испанцев, Дрейк с партнерами растеряли большую часть добра, а то, что унесли, пришлось заныкать на морском берегу (сделали, так сказать, инвестицию в будущее), дабы легче было свалить за горизонт, что они благополучно и сделали. И уже в августе того же года джентльмены удачи вернулись в Отчизну. В целом, это первое плавание Дрейка было успешным – денег он поднял немало, а испанцы нарекли его «Эль Драко», что в переводе означает «гребанный хитровыделанный паскудный дракон-чаехлеб». Вот такая у человека была репутация.
На каникулах Фрэнсис развлекался тем, что организовывал – на пару с еще одним английским весельчаком сэром Норрисом – резню мятежных (уже сдавшихся на тот момент) шотландцев – не такая уж важная деталь биографии Дрейка, просто еще один пример того, насколько гуманным и добрым человеком он был. А впрочем, дело темное.
Кругосветка
Звездный час Дрейка наступил в 1577 году, когда королева Британии Елизавета, впечатленная предыдущими удачами морехода, отправила его в рейд на испанские владения в Новом свете – за счет бюджета, разумеется. Заодно Фрэнсис получил и каперский патент – то есть разрешение грабить всех, кто не друг английской короне. Так что кораблей и народу было побольше. Без косяков, однако, не обошлось – сначала пришлось утопить несколько своих же кораблей, которые не выдержали прелестей трансатлантического круиза и начали разваливаться на плаву. Затем лично у Дрейка начали возникать терки с его замом, Томасом Даути – то ли из-за сварливого характера обоих, то ли из-за каких-то более конструктивных противоречий. Но факт: в конце концов Дрейк не выдержал, обвинил Даути в измене, подстрекательстве к бунту и в колдовстве (!) и благополучно отрубил подчиненному голову. На том и закончились всяческие волнения среди команды в той экспедиции.
В это время Дрейк как раз собирался пройти через Магелланов пролив и выйти в давно желанный Тихий океан. Но в этот момент в проливах развалился и пошел ко дну очередной корабль, а другой, воспользовавшись замешательством, повернул обратно – в Англию, послав к черту этого дракона с «охотой к перемене мест». И осталось у адмирала во флотилии… одно судно. Имя ему было «Пеликан». Мудро рассудив, что пеликан в одиночку далеко не уплывет, Дрейк очень художественно переименовал корабль в «Золотую лань», с капитанского мостика которой он и увидел простор Тихого океана.
Красотами моря он любовался недолго, принявшись за любимое дело – наведение шороха на испанцев. Он разграбил множество прибрежных городов, а финальной добычей стал «золотой галеон», захваченные на котором ценности оказались столь велики, что Дрейк на радостях устроил праздничную попойку совместно с пленными испанцами, а затем высадил их в ближайшем порту, даже наделив подарочками (!) – понятно, из каких средств.
Вояж шел превосходно. Трюмы «Золотой лани» ломились от золота – а серебро, уже без счета, англичане с разгульными криками бросали за борт. Немного омрачило настроение адмирала полученное им ранение – в битве со свирепой мумбой-юмбой на острове с запоминающимся названием Моча Дрейк огреб дубиной по голове.
Всласть нагулявшись вдоль побережья, Дрейк принял решение возвращаться домой. На удивление благополучно он пересек Тихий океан – половина команды загнулась от цинги, но это не принципиально – другим больше добычи достанется.
26 сентября 1580 года «Золотая лань», прошедшая через Тихий и Индийский океаны и обогнувшая Африку, вошла в гавань Плимута. Встречала оставшихся в живых 59 путешественников королева Елизавета собственной персоной. Еще бы – ее доля от награбленного превысила доходы государства за год! Рассказывают, что один из матросов Дрейка – в подпитии, естественно -принял зашедшую на борт корабля ярко наряженную королеву за портовую проститутку и пытался прогнать. На его счастье, Елизавета то ли не заметила, то ли проигнорировала пьяные крики. На борту королева символически обменялась с Дрейком богатыми подарками. А в апреле 1581 года Елизавета посвятила корсара в рыцари.
Потом – в 1585 – Дрейк – при верной поддержке Елизаветы – замутил еще один морской поход, на сей раз в поистине достойном масштабе – под его началом был 21 корабль и две тысячи солдат. Эта орава разнесла в Америке все, что только можно, и возвратилась на родину. Самого Дрейка уже давно нарекли – вдобавок к уже упомянутому никнейму – Железным пиратом.
Непобедимая армада
Тут уж испанцы крепко возмутились и объявили войну. Они отстроили так называемую «Непобедимую армаду» (термин употребляется исключительно в кавычках). Дрейк же ухитрился внезапно атаковать еще только готовящуюся Армаду и сжечь 25 кораблей, чем обрушил дедлайн всего проекта примерно на год. Тем не менее, в 1588 испанский флот таки отправился в путь. Шло 130 кораблей и несколько десятков тысяч свирепых солдат, готовых обратить проклятых английских еретиков в католичество. С этой же целью отдельный уютный кораблик выделили отцам-инквизиторам.
Однако Дрейк не растерялся – хотя появление Армады застало его посреди партии в гольф. Он громогласно заявил, что времени, дабы завершить игру, достаточно, и метким ударом клюшки утопил флагманский корабль испанцев. Из первой схватки с испанским флотом бравые англичане (среди командиров числился дряхлый, но бодрый Джон Хокинс) вышли безоговорочными победителями. Ну а потом туманный Альбион угостил южных гостей добротной бурей, да такой, что судов погибло больше, чем в бою. Остатки побежденной «Непобедимой» поплелись прочь, в Испанию.
Финал
Последнее настоящее путешествие, выпавшее на долю Дрейка, началось в 1595 году. По старой доброй национальной традиции он отправился мочить испанцев в Америке. Но Дракон потерпел поражение, не сумев одолеть крепкие форты на побережье. А второго шанса ему не было дано: вскоре он подхватил дизентерию и зачах за считаные дни. Умирая, он приказал одеть его в богато украшенную адмиральскую броню. В таком виде моряки и спустили его тело за борт 28 января 1596 года.
______________________
Благодарю за уделенное внимание! Если Вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь своим мнением в комментариях - ведь всё это поможет мне продолжать работу)
#история #пираты #фрэнсис дрейк #знаменитости #insistoris