В начале XV века давнее противостояние между Тевтонским орденом и союзом Польши и Литвы вылилось в масштабный конфликт – Великую войну, главным событием которой стала битва близ деревни Грюнвальд, где в жестокой схватке сошлись рыцари ордена и войска Ягайло и Витовта…
_____________________
Липкий пот стекает мерзкими сгустками по шее под тяжелой броней. Конь нетерпеливо гарцует, жадно вдыхая пыльный воздух. Мы уже добрых полтора часа стоим под палящим июльским солнцем, облаченные в полные доспехи, и ждём, пока эти трусливые язычники-поляки решатся атаковать. Магистр – храни его Господь – приказал ждать, а Магистром, как известно движет Воля, рожденная Там. А если так, то все в порядке, и Орден разобьет врагов – своих и святой матери-церкви…
(…..)
Ну наконец-то! Солнце уже в зените, а над позициями нечестивых еретиков заклубились густые облака пыли. Они идут в атаку. Мы уже можем различать фигуры всадников – редкостно уродливых и низкорослых. Это ужасные татары из степей. Они осыпают наших тучами стрел, а схватиться боятся.
Моя хоругвь – братья-рыцари, слуги и оруженосцы из Остероды, а также наши доблестные гости из Штирии и Каринтии, общим числом в 600 копий – оказалась в стороне от главного удара. Его приняли на себя хоругви старого доброго гросс-маршала Валленрода. Разумеется, они легко обратили татар в бегство… Сейчас они уже преследуют их и заливают зеленое поле грязной кровью.
(…..)
После этого ждать пришлось недолго. Откуда-то справа раздался торжествующе-прекрасный зов боевого рога. Над холмом взвился штандарт Магистра – белый с лазурью, с черно-золотыми крестами Ордена.
Я сжимаю поводья, выезжаю вперед и поворачиваю коня. Взмахиваю рукой. – Gott mitt uns ! – С нами Бог! К бою, братья!
Хоругвь зашевелилась, как стальной улей. Всадники оправляют плащи, опускают забрала, берутся за щиты и поднимают копья. Солнце отсвечивает от золота великолепным блеском – Остерода всегда была одним из самых изобильных комтурств – милостью Божьей… Я надеваю поверх кольчужного капюшона тяжелый топфхельм и привычным движением креплю его металлическими пряжками к броне на шее. Рог раздается повторно – громче и протяжнее. Вся хоругвь за моей спиной издает радостный вздох. Звенит оружие, жаждущее крови язычников. Я поднимаю копьё, и хоругвь единой массой медленно начинает катиться вперед, как валы Балтийского моря.
(…..)
Мы крепко завязли в толпах поляков. Бойцам брата Даннбаха удалось единожды сокрушить знамя Ягайло. Но нечестивцы смогли снова поднять грязную тряпку. Моя хоругвь лишилась сотни бойцов. Мой конь слегка хромает на переднюю правую ногу, а великолепный шлем миланской работы помят ударом литовской булавы – я не помню толком, как это случилось, и перед левым глазом клубится синий туман.
Старик Валленрод – помоги ему дева Мария - сколь я понимаю, угодил в окружение на левом фланге. Но Магистр здесь. И его знамя, светлое и незапятнанное, по-прежнему реет впереди всех штандартов Ордена.
(…..)
Удары. Падение. Невыносимая жара. Кони надрываются в истошном ржании – те из них, что еще не убиты. Поляки не убывают. Вокруг меня под знаменем Остероды – две или три сотни человек. Что нам до Валленрода – теперь мы сами в окружении. Проклятые поляки незаметно окружили Орден с фланга. Не знаю – быть может, мы окружены уже полностью.
Вот идет новая волна врагов – похожая на грязное половодье. Оборванные пешие мужики из Мазовии и Жемайтии. Грязные вилланы! И я вижу, как под ударами их топоров падают благородные рыцари и славные слуги Ордена.
Но они рвутся сюда. Передо мной оказывается огромный как медведь крестьянин с рогатиной. Он что-то кричит на своем поганом наречии и указывает на меня своим товарищам. Свинье, очевидно, понравилось мое богатое снаряжение. Я быстро наклоняюсь вперед и опускаю меч. Взгляд литовца становится необычайно задумчивым и он оседает вниз как мешок с трухой. На мече остаются патлы его черных косматых волос.
Я разворачиваюсь к следующему язычнику, но тут мой конь издает визжащее ржание, спина его прогибается, и стоящий передо мной враг куда-то исчезает. Темнота.
(…..)
Я открываю глаза. Надо мной оруженосец Карл. Льет воду из фляги на лоб. Я чертыхаюсь и отпихиваю его руку. Сажусь. Рядом валяется конь. Ноги его перебиты, а брюхо чрезвычайно ловко распорото, и на кишках уже сидят жирные мухи.
Я осматриваюсь. От хоругви осталось несколько десятков человек. Знамени Магистра не видно. «Где Юнгинген?» - мой голос хрипит, а изо рта ручейком сочится что-то горячее. «Магистр отправился в рай. Польская пехота заколола его копьями, будто вепря» , - звучит ответ.
Пошатываясь, встаю и берусь за покрытый запекшейся кровью меч. Щит расколот. Обматываю вокруг левой руки плотный, когда-то белый, а теперь серо-багровый плащ. Жду.
(…..)
Враги подступают волнами. Я заворожен их движением. Вот полностью погибла стоящая справа от нас хоругвь брата Рюгера, и сам он, с распоротой грудной клеткой, втоптан в грязь, и сломанная в кисти рука его нелепо тянется к насмешливо-чистым небесам… Мы следующие. Идет новая толпа врагов. Несколько конных и орда тех же чумазых пехотинцев.
Один из всадников – более менее прилично одетый – замечает меня и бросается вперед. Хе-хе, да это же польский «рыцарь». Я, кажется, могу рассчитывать на скорую смерть. Останавливается шагах в десяти и спрыгивает с коня. Ростом на полголовы выше меня – а ведь я самый рослый рыцарь в хоругви. Размахивает мечом, кричит неразборчиво – предлагает сдаваться. Собака. Старательно плюю ему в харю кровавой слюной. Он рычит и стирает плевок рукавицей. Я поудобнее перехватываю меч.
Удар, удар, еще один. Я отскакиваю влево – укол в локоть поляку. Брызжет кровь. Но он внезапно перебрасывает меч в левую руку. Вспышка – вроде молнии. Я чувствую странную несоразмерность слева – и из складок плаща выскальзывает кусок мяса – моя рука в латной рукавице, а вслед за ним хлещет кровавый ручей. И правая рука тут же слабеет, и меч бессильно опускается. Поляк злобно скалится и отводит руку с мечом назад. Толчок. Я чувствую в животе чужеродный предмет. Что-то мешает в спине, а солнце отчего-то стремительно тускнеет. Ухмылка поляка расплывается в тумане. Мир опрокинулся.
______________________________________
Благодарю за уделенное внимание! Если Вам понравилось, ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь своим мнением в комментариях - ведь всё это поможет мне продолжать работу)
#история #история от первого лица #война #тевтонский орден #грюнвальдское сражение #рыцари #insistoris