Найти тему
НПО ТКС

В поле памяти ветер шепчет их имена... Трилогия. Часть 3.

Демидовский район Смоленской области. Здесь, недалеко от города Демидов, на трассе Р-133 находится Поле Памяти. В своём роде это уникальный монумент. Дело в том, что здесь, на этом небольшом участке земли, собраны воедино судьбы людей защищавших эту землю в 41 году, живших здесь в оккупации и ведущими партизанскую войну, а так же тех, кто освобождал эту землю в 43 году...

Идея создания мемориала принадлежит совету ветеранов Демидовского района. 23 сентября 1999 года здесь прошли первые захоронения останков советских солдат, найденных поисковыми отрядами "Долг" и "Феникс"... С тех пор мемориал увеличился в размерах, проведено благоустройство, а главное - по возможности из небытия возвращаются имена тех, кто навеки остался в этой земле...

ЧАСТЬ 3. Убитые в атаке.

В первой и второй частях трилогии о мемориале "Поле Памяти" рассказывалось о павших в боях в 1941 году и о части мемориала, посвящённого сожженным деревням.

Но у этого мемориала есть ещё одна часть. Здесь перезахоронены бойцы принимавшие участие в освобождении Демидовского района от гитлеровцев в 42-43 годах... Да, мало кто знает, что командование РККА регулярно предпринимало попытки выбить гитлеровцев с занятых позиций. Это происходило практически по всем фронтам. Да, эффективность таких попыток находится под вопросом, с точки зрения стратегии... Ведь обескровленные, обессилившие части, устраивающие контрнаступления и истребляемые фашистами являлись безвозвратными потерями. Катастрофическими я бы сказал.

Однако, ценою сотен тысяч жизней, военная машина нацистов была остановлена, измотана... А главное, появилось время для того что бы собрать силы для нанесения сокрушающих ударов по врагу.

Вот и в 1942 году была предпринята попытка контрнаступления силами 3-й и 4-й ударной армии. Цель - разгром Осташковской группировки противника и содействие Западному и Калининскому фронтам в проведении Ржевско-Вяземской операции.

В разгар зимы 1942 года в ходе битвы за Москву войска 3-й и 4-й Ударной армий, а всего 122,1 тысячи человек Северо-Западного и Калининского фронтов провели Торопецко-Холмскую наступательную операцию. Боевые действия развивалась успешно. Наступая на Витебском и Смоленском направлениях, в глубокий тыл группы армий “Центр” 3-я и 4-я Ударные армии в первых числах февраля вышли на подступы к Великим Лукам, Велижу и Демидову. Одна из стрелковых дивизий 4-й Ударной армии прорвалась к Витебску.

К этому времени немецкое командование перебросило из Западной Европы 4 пехотные дивизии, которые выдвинуло навстречу наступающим советским войскам. Фронт наступления 3-й и 4-й Ударных армий увеличился до 300 км, и они, не имея возможности преодолеть заметно возросшее сопротивление противника, 6 февраля перешли к обороне.

В результате проведенного наступления советские войска вклинились на 200-250 км в оборону противника на стыке групп армий “Север” и “Центр”, нарушили взаимодействие между ними, обошли с запада ржевско-вяземскую группировку противника.

В ходе боевых действий советские войска потеряли более 29 тысяч человек, из них 10 тысяч – безвозвратно.

Как результат - наступление гитлеровцев на Москву провалилось, фронт отодвинулся на значительное расстояние в западном направлении. Иосиф Сталин уже поверил, что в наступившем 1942 году с немцами будет покончено. Между тем на деле положение оказалось гораздо серьезнее. В праздничном приказе Народного комиссара Обороны №55 от 23 февраля 1942 г. говорилось:

«…Под могучими ударами Красной Армии немецкие войска, откатываясь на запад, несут огромные потери в людях и технике. Они цепляются за каждый рубеж, стараясь отодвинуть день своего разгрома. Но напрасны усилия врага. Инициатива теперь в наших руках и потуги разболтанной ржавой машины Гитлера не могут сдержать напор Красной Армии. Не далёк тот день, когда Красная Армия своим могучим ударом отбросит озверелых врагов от Ленинграда, очистит от них города и сёла Белоруссии и Украины, Литвы и Латвии, Эстонии и Карелии, освободит советский Крым, и на всей Советской земле снова будут победно реять красные знамена…»

Именно тогда начинали ковать Великую победу по всем фронтам. Да, многие позиции были утрачены, много где пришлось отступить. Ожесточённые шли бои. Некоторые населённые пункты и высоты несколько раз переходили из рук в руки...

В феврале 1942 года части Калининского фронта глубоко вклинились в оккупированную гитлеровцами территорию Демидовского района. Штаб дивизии расположился в деревне Веленя.

В марте 1942 года дивизия заняла оборону на участке от Велижа до Слободы и держала там оборону вплоть до лета 1943 года. В ходе наступления близ дер. Миловиды (в 12 км юго-западнее Велижа) 17-21.04.1942 года войска испытали горечь неудачи: за высоты шли кровопролитные бои при отсутствии обещанной артиллерийской поддержки. 145-я стрелковая дивизия понесла огромные потери. У деревни Селище погибло 319 бойцов и командиров, у селения Никоны похоронено 526 человек из состава дивизии.

В июле 1942 года немцы вновь заняли половину Слободского района. Линия фронта стала проходить через озера Сапшо – Рытое – Баклановское – Сикоревское. Фронт остановился здесь до сентября 1943 года.

Летом 1943 года оборону в Слободе держала 179-я стрелковая дивизия. Линия фронта проходила через Слободу на деревню Старый Двор. Особенно сильные бои шли за острова на островах озера Сапшо. Они несколько раз переходили из рук в руки. Советские войска вели наступление на деревню Лужки где располагались особенно укрепленные позиции противника.

Осень – зима 1942-1943 годов прошли в непрестанных изнуряющих стычках с врагом. Трудности были буквально во всём: в снабжении оружием, боеприпасами, обмундированием, питании, в размещении и так далее. Весной – летом 1943 года дивизия занимала позиции на севере Демидовского района, отражая атаки противника и занимаясь подготовкой к наступлению. В сентябре 1943 года началось наступление советских войск, был взят Демидов и фронт сдвинулся в сторону западных границ... А в земле остались лежать герои, приближающие "Этот День" как могли... Ценою своих жизней...

Вот таким образом и оказались в одном месте нити памяти. Связались тугим клубком. Но так оно наверное и лучше, здесь можно почтить память всех павших, за всё время. Самое главное, что бы их жертва была не напрасной, а для этого нам необходимо помнить об этом. И не только помнить, но и воспитывать будущие поколения достойными людьми, что бы не только не посрамить память предков и их наследие, но преумножить...

Всем добра!