За последние полгода многие из клиентов обращались ко мне с заболеваниями по направлению от врачей. То есть, их беспокоили какие-то боли или другие симптомы. Люди обращались к врачу, сдавали анализы, проходили обследования, и медицина ничего не обнаруживала. По всем показателям человек – здоров. Но симптомы никуда не девались и также продолжали беспокоить. В этом случае, врачи говорили: «Обратитесь к психологу!» И это не единичный случай.
Я уже когда-то писала статью о психосоматических заболеваниях, где перечислила, в каких случаях может помочь психолог, какие основные заболевания признаны ВОЗ психосоматическими и т.д.
В данной статье я хочу рассмотреть формирование психосоматического заболевания. Наглядную схему – как внутренняя неудовлетворенность, тревоги, беспокойство, невысказанные потребности могут привести к внешним проявлениям и симптомам, которые сам человек и окружающие принимают за болезнь (и на физическом уровне, это действительно может выражаться в виде болезни). Сделать это я хочу на примере такого явления как «кликушество». В крестьянской среде оно было очень распространено (ниже я подробнее расскажу об этом).
Я помню из детства упоминания о «кликушах» - людях (в основном, женщинах), которые кричат разными звериными голосами и бьются в припадках. В девяностые годы были популярны всякие экстрасенсы и истории о кликушах рассказывались то тут, то там. Меня, девочку, эти рассказы жутко пугали. Недавно читая материалы по этнографии, я наткнулась на описание того, как жили женщины в деревнях, в конце девятнадцатого века, и, как распространено, было кликушество в той среде. Меня осенило, что это «классическая психосоматика». Далее сам исследователь пришел к психологическим истокам кликушества. Поэтому, именно на данном примере я решила описать формирование психосоматического заболевания.
Во-первых, это болезнь ушла в прошлое. Сейчас мы не имеем с ней дела, в связи, с чем можем «с холодной головой» проанализировать данные.
А, во-вторых, благодаря этнографическим материалам, мы можем проследить образ жизни того времени и сопоставить – бытовую и психологическую составляющие (в данной статье я буду пользоваться материалами писателя, этнографа, исследователя традиций, обычаев, верований русского народа Максимова С.В.)
Кликушество – распространённый в деревенской Руси вид нервных женских болезней. Страдали от него преимущественно замужние женщины. Такие женщины начинали биться в конвульсиях, голосить, ругаться и материться, у них могла появиться пена у рта.
Вот как об этом пишет Максимов:
«У некоторых истерические припадки обостряются до такой степени, что становится жутко всем окружающим: «порченая» падает на землю и начинает биться и метаться по сторонам с такою неудержимою силой, что шестеро взрослых мужиков не в состоянии предохранить ее от синяков и увечий. Изо рта показывается пена, глаза становятся мутными, и, вся растрепанная, кликуша в самом деле на вид делается настолько страшной, что всякие резкие меры, предпринимаемые в этих случаях, становятся отчасти понятными».
Припадки часто настигали кликуш в церкви на службе. Причиной считалось, что в больную вселился «злой дух». О кликушах очень заботились. Им давали самую лучшую еду, освобождали от тяжелых работ в поле, старались не сердить и обходились с ними ласково. Это также продолжалось какое-то время после «лечения» и освобождения от «злого духа». Лечили кликуш всякими заговорами, молитвами, а также совершенно шоковыми методами, такими как, прижигание каленым железом или обливание ледяной водой на морозе. Последние методы свидетельствуют о том, что кликушу, будто бы, пытались вернуть в «разумное», осознанное состояние. Все соседи и жители деревни сочувствовали кликуше и заботились о ней.
При этом стоит рассмотреть условия жизни обычной деревенской замужней женщины.
Жили большими семьями, где главными, в основном, были свёкор и свекровь. Братья, сестры, жены братьев – все жили вместе. Вся семья принимала участие в работах – дома, на поле, вели хозяйство.
Из родительской семьи, где девушка на выданье была «центром» семьи и ей доставалось всё самое лучшее, молодуха частенько оказывалась во «враждебной» среде – семье мужа. Женщину могли не принять сразу, сплетничали про неё, строили козни, приходилось тяжело работать, а если еще учесть, что и жениха чаще выбирали родители, то додумайте сами, насколько тяжело физически и психологически могло приходиться женщине.
Максимов рассказывает так:
«Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несогласных семей: объявится и свекровь – змея лютая, подберутся и золовки-колотовки, и деверья-кобели, и ото всех, за всё про всё, посыплется «невестке в отместку», да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у которой нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, нервное расстройство на несомненной истерической почве являлось в таких случаях прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы».
Когда женщине «некуда деваться» в чужом доме, когда не помогают уговоры и слезы, то на первый план выходит внутренний протест, который может проявиться в усиленной форме в виде кликушества. Причем женщина может, даже не осознавать этого. Процесс принимает бессознательную форму. Тут тебе и внимание, и забота, и ласка и освобождение от тяжелой работы. И не она во всем виновата, а «злой дух», который вселился в бедняжку.
Улавливаете суть?
В то время женщина не могла уйти из семьи, легко развестись, «поставить на место обидчиков», найти защиту у мужа (попросить-то она могла, но не факт, что муж бы её защитил) – это было практически невозможно. Скапливались внутреннее напряжение, неудовлетворенные потребности, измотанная психика, переутомление, слабость, уставшее от работы, беременностей и родов тело, отсутствие личного пространства. Происходил «сбой» и у женщины начинались нервные припадки – кликушество. Она могла выкрикивать все накопившееся, браниться, высвобождать телесное напряжение через конвульсии и полностью позволять себе «непотребное» поведение. Никто и слова не говорил против, она ведь «больная». Кликуш жалели. Таким образом, психика женщина пыталась восстановить равновесие и баланс, освободиться от горечи, обид, сложных эмоций, телесных блоков и зажимов.
Более того, кликушество носило даже характер эпидемий. Это значит, что на уровне коллективного бессознательного женщины понимали, что это «разрешенное» (одобренное деревенским социумом) адаптивное поведение – выход в, казалось бы, безвыходной ситуации.
Если переложить всё вышеописанное в схему формирования психосоматического заболевания, мы можем выделить следующие стадии:
1. Наличие неудовлетворенные потребностей, усталости, обид, разочарований, горечи (всё это может уходить корнями в детство).
2. Накопление сложных чувств и эмоций. Переутомление, отсутствие отдыха. Завышенные требования к себе или ожидания от себя или от других. Сильный стресс (смерть родственника или близкого человека, рождение ребенка, переезд, смена работы, развод или разрыв отношений с партнером, экзамены и т.д).
3. Невозможность вызволить и выразить сложные чувства. Отказ себе в поддержке, смене образа жизни, заботе о себе. Человек не обращается за помощью к близким или психотерапевту. Носит все в себе.
4. Так как внутренние переживания не находят выхода, начинает формироваться телесный недуг. Тело пытается сообщить человеку, что нужно что-то менять.
5. Здесь можно выделить несколько подпунктов развития событий:
а) Человек начинает искать решение своей физической проблемы – меняет режим, больше отдыхает (либо он просто не может работать или жить в прежнем режиме и болезнь лишает его возможности вести привычный образ жизни). Обращается к врачу. Далее человек может пойти навстречу себе и удовлетворить собственные внутренние потребности (что происходит у кликуш), тогда медицина помогает, и человек излечивается или болезнь на время отступает (не будем здесь забывать про разные возможности организма, которые никто не отменял).
б) Человек продолжает копить и держать в себе тяжелые переживания, медицина не помогает. Если человек хочет найти решение своих проблем самостоятельно, он начинает заниматься самопознанием и саморазвитием. Обращается к психотерапевту. Человек встречается с тем, что он «носил» внутри себя. Благодаря психологу, учится экологично это проживать, трансформировать и вести себя по-новому – наступает облегчение или исцеление
в) Человек ничего не предпринимает, медикаменты не помогают, потребности не удовлетворяются, сложные переживания не выражаются – болезнь продолжается. (Также не будем забывать про «вторичную выгоду», когда человеку просто «выгодно» болеть и не выздоравливать, так как он получает от своего недуга какие-то «бонусы» от близких, образа жизни и пр).
Моя схема весьма условна, так как я попыталась с помощью примера показать этапы, через которые проходит человек при формировании заболевания. Это не значит, что любая болезнь является психосоматической, но и не значит то, что болея, мы не должны заглядывать в самих себя, а просто бездумно должны принимать лекарства и ждать «результата», чтобы жить по-прежнему.
Тем более, психоанализ появился именно тогда, когда начал изучить истерию и нервные женские расстройства и добился больших успехов в их лечении. Так что наше тело и психика неразрывно связаны. И осознавать эту взаимосвязь помогает, в том числе, психотерапия.
Надеюсь, что данной статьей у меня получилось внести немного ясности и понимания в такой сложный и многогранный процесс.
Если вам понравилась эта статья и вы любите читать интересные и вдохновляющие материалы по психологии, подписывайтесь на мой канал !