Найти в Дзене

КАК СЛУШАТЬ МУЗЫКУ С ПОЛЬЗОЙ и замечать детали.

Уверена, эти советы будут интересны не только музыкантам, а всем, кто хочет «прокачать мозг».
Но рассмотрим конечно на конкретном примере «музыкальной проблемы».
Главная трудность в создании именно фортепианной аранжировки у большинства пианистов — ХАРАКТЕР аккомпанемента. Ноты мелодии — дело слуха (который можно развить), гармония — тоже слух + знание теории (основных функций, которые в

Уверена, эти советы будут интересны не только музыкантам, а всем, кто хочет «прокачать мозг».

Но рассмотрим конечно на конкретном примере «музыкальной проблемы».

Главная трудность в создании именно фортепианной аранжировки у большинства пианистов — ХАРАКТЕР аккомпанемента. Ноты мелодии — дело слуха (который можно развить), гармония — тоже слух + знание теории (основных функций, которые в современных песнях часто можно узнать по схеме).
Но вот передать индивидуальность, характер, атмосферу — это уже и есть мастерство.

Если взять романс и рок-балладу, вы их не спутаете по жанрам. Хотя обе песни будут лиричные, спокойные, не перегруженные. Куплетная форма, завязка-развитие-кульминация и т.д. Всё похоже.

Разница — в инструментах. И в том, КАК на них можно играть, что из этих инструментов можно «выжать».

Конкретно:

Романсы часто исполняются под акустическую гитару «перебором» (это один аккорд, разложенный на ноты вверх и вниз). Либо под ф-но с арпеджио. Звук будет камерным, нежным. Кульминацию в романсе как правило берёт на себя голос (да, инструмент тоже становится громче, но именно голос даёт основной характер).

Рок-баллада тоже может исполняться под гитару (и даже «перебором»), но!

  • Во-первых, гитара будет электрическая и даст более насыщенный звук.
  • Скорее всего, на фоне будет бас-гитара с сочными басами, которые будут «сгущать» звук.
  • Ударные добавят чёткий ритм.
  • Кульминация может быть не в голосе, а в гитарном соло, со сложными пассажами и снова — с мощной бас-поддержкой.

И так со всеми жанрами. В каждой композиции нужно искать главный инструмент.

Например, в танго «ищем» аккордеон и скрипку, в металле — жесткие гитарные рифы, в эстрадных песнях часто довольно ясно слышно партию ф-но с готовым аккомпанементом.

Ищем конечно слухом! Наконец добрались до темы из заголовка))

Чтобы научиться делать аранжировки, нужно ВЫСЛУШИВАТЬ каждый инструмент в композиции ОТДЕЛЬНО. ПолифОния — это же не только про Баха. Фактически, в каждом произведении есть голосоведение от инструмента к инструменту.

Чем полезно такое «построчное слушание»:

  • Вы тренируете внимательность слуха, часто «фишки» песни спрятаны «в глубине», а их ОЧЕНЬ важно передать при аранжировке
  • Вы учитесь слышать ХАРАКТЕР исполнения на каждом инструменте (на скрипке не играют, как на тубе или гитаре, это опять важно для характера аккомпанемента)
  • Со временем вы начнёте «вычленять» партии инструментов автоматически, это как фильтры - остальные мозг заглушает, а интересный вам — выводит наверх.

Музыкантам это безусловно очень помогает в работе над аранжировками.

«Не музыкантам», возможно, это не нужно... но поверьте — даже если вы не знаете нот, вы откроете ОЧЕНЬ много нового в самых привычных для вас песнях и композициях.

Резонный вопрос — ну а дальше-то что с этим делать?

А дальше, для начала, пробуйте просто пытаться передать характер любого инструмента на фортепиано.

Даже не в конкретной песне, а отдельно!

Ищите, нащупывайте звук.

И даже если вы не занимаетесь аранжировками — слушайте таким образом выступления пианистов, запоминайте оттенки игры и пытайтесь потом применить в своей программе (пусть на других произведениях!)

Это как актёры, которые ходят смотреть на игру мэтров и на жизнь обычных людей, замечают самые маленькие харАктерные детали, складывают «в мозговую копилочку» и хранят до нужного момента.

Главное, помните!

Такой опыт — не тема "одного дня". Эта работа имеет накопительный эффект, который проявляется спустя время, но очень мощно!

Как говорится, "проверено, это реально работает"!😉

На этом пока, пожалуй всё))

Пишите, что для вас осталось неясным, поотвечаю в комментариях и потом напишу продолжение.

А может кто уже практикует такое слушание, делитесь впечатлениями!