Уверена, эти советы будут интересны не только музыкантам, а всем, кто хочет «прокачать мозг».
Но рассмотрим конечно на конкретном примере «музыкальной проблемы».
Главная трудность в создании именно фортепианной аранжировки у большинства пианистов — ХАРАКТЕР аккомпанемента. Ноты мелодии — дело слуха (который можно развить), гармония — тоже слух + знание теории (основных функций, которые в современных песнях часто можно узнать по схеме).
Но вот передать индивидуальность, характер, атмосферу — это уже и есть мастерство.
Если взять романс и рок-балладу, вы их не спутаете по жанрам. Хотя обе песни будут лиричные, спокойные, не перегруженные. Куплетная форма, завязка-развитие-кульминация и т.д. Всё похоже.
Разница — в инструментах. И в том, КАК на них можно играть, что из этих инструментов можно «выжать».
Конкретно:
Романсы часто исполняются под акустическую гитару «перебором» (это один аккорд, разложенный на ноты вверх и вниз). Либо под ф-но с арпеджио. Звук будет камерным, нежным. Кульминацию в романсе как правило берёт на себя голос (да, инструмент тоже становится громче, но именно голос даёт основной характер).
Рок-баллада тоже может исполняться под гитару (и даже «перебором»), но!
- Во-первых, гитара будет электрическая и даст более насыщенный звук.
- Скорее всего, на фоне будет бас-гитара с сочными басами, которые будут «сгущать» звук.
- Ударные добавят чёткий ритм.
- Кульминация может быть не в голосе, а в гитарном соло, со сложными пассажами и снова — с мощной бас-поддержкой.
И так со всеми жанрами. В каждой композиции нужно искать главный инструмент.
Например, в танго «ищем» аккордеон и скрипку, в металле — жесткие гитарные рифы, в эстрадных песнях часто довольно ясно слышно партию ф-но с готовым аккомпанементом.
Ищем конечно слухом! Наконец добрались до темы из заголовка))
Чтобы научиться делать аранжировки, нужно ВЫСЛУШИВАТЬ каждый инструмент в композиции ОТДЕЛЬНО. ПолифОния — это же не только про Баха. Фактически, в каждом произведении есть голосоведение от инструмента к инструменту.
Чем полезно такое «построчное слушание»:
- Вы тренируете внимательность слуха, часто «фишки» песни спрятаны «в глубине», а их ОЧЕНЬ важно передать при аранжировке
- Вы учитесь слышать ХАРАКТЕР исполнения на каждом инструменте (на скрипке не играют, как на тубе или гитаре, это опять важно для характера аккомпанемента)
- Со временем вы начнёте «вычленять» партии инструментов автоматически, это как фильтры - остальные мозг заглушает, а интересный вам — выводит наверх.
Музыкантам это безусловно очень помогает в работе над аранжировками.
«Не музыкантам», возможно, это не нужно... но поверьте — даже если вы не знаете нот, вы откроете ОЧЕНЬ много нового в самых привычных для вас песнях и композициях.
Резонный вопрос — ну а дальше-то что с этим делать?
А дальше, для начала, пробуйте просто пытаться передать характер любого инструмента на фортепиано.
Даже не в конкретной песне, а отдельно!
Ищите, нащупывайте звук.
И даже если вы не занимаетесь аранжировками — слушайте таким образом выступления пианистов, запоминайте оттенки игры и пытайтесь потом применить в своей программе (пусть на других произведениях!)
Это как актёры, которые ходят смотреть на игру мэтров и на жизнь обычных людей, замечают самые маленькие харАктерные детали, складывают «в мозговую копилочку» и хранят до нужного момента.
Главное, помните!
Такой опыт — не тема "одного дня". Эта работа имеет накопительный эффект, который проявляется спустя время, но очень мощно!
Как говорится, "проверено, это реально работает"!😉
На этом пока, пожалуй всё))
Пишите, что для вас осталось неясным, поотвечаю в комментариях и потом напишу продолжение.
А может кто уже практикует такое слушание, делитесь впечатлениями!