Для тех, кто не знает или забыл, в советские времена, начиная с 1960-х годов, все клады принадлежали государству и передавались в Гохран ( Государственное хранение ценностей ). За сдачу клада нашедшему было гарантировано вознаграждение в размере 25% от оценочной стоимости клада ( чаще всего стоимости металла ).
Всё это показано в замечательных советских комедиях " Бриллиантовая рука " и " Невероятные приключения итальянцев в России ". Только вот основная проблема заключалась в том, что государство интересовали только клады из драгоценных металлов. Зачем государству медные монеты, покрытые вековой зеленью? Ведь по теории большевиков, золото, серебро и драгоценные камни чужды народу, и нужны они только для торговли с капиталистическими странами. А медь ценность имеет не большую, в музеях меди хватает, они там тоже не особо нужны... Так как поступали простые советские граждане с найденными кладами? Монеты тогда продать было проблематично, тем более в глубинке...
История, которую я сейчас расскажу, абсолютно реальная. Случилась она с одним моим знакомым, ныне копателем и коллекционером, во второй половине 1970-х годов. Для удобства напишу её от первого лица как запомнил.
Работал я в своё время в одном строительном тресте. И вот, при копании очередного фундамента, ковш экскаватора вывернул берестяной короб, из которого во все стороны медные монеты посыпались. Позвали прораба, чтоб клад оформил. Тот посмотрел на эти зелёные кружки, и сказал, что они кладом не являются и чтоб девали их куда хотим.
Собрали мы эти монеты, чуть больше ведра получилось, около пятидесяти кило. В основном пятаки Екатерины, немного Елизаветы и десяток Петра III. И решили их в металлолом ( вторцветсырьё ) сдать. Принесли их в пункт приёма. Там на них посмотрели и говорят:
" Мы их принять не можем, это клад! ".
" А что, спрашиваем, нам с ними делать? "
"А что хотите, но монетами мы их принять не можем.
Посовещались мы тогда, и решили из кучи монет слиток сделать, чтоб в металлолом сдать. Сплавили их резаком в одну кучу, только тогда их в металлолом приняли. Моя доля чуть больше 7 рублей получилась. Я как сейчас помню, как монеты в кучу сплавлялись. А там ведь раритетные десятки Петра, так называемые барабаны, были. И причём не одна. А сейчас каждая такая монетка под сотню тысяч стоит...