Давным-давно я для себя отметил, что прохождение старых видеоигр интересно не только с позиции ностальгии по ним (ведь далеко не все я их застал) или целенаправленного изучения давно ушедшей эпохи, когда пиксели были зеленее и приятнее глазу, но и от получения действительно новых и необычных эмоций. Например, проходя давеча «The Legend of Zelda: A Link to the Past», я всерьез задумался над тем, какой след во мне оставляют игры Super Nintendo в сравнении с другими шестнадцатибитными творениями первой половины 90-х годов.
Далеко не секрет, что на территории России четвертое поколение консолей для всех преимущественно ассоциируется с Sega Mega Drive, тогда как Super Nintendo была уделом меньшинства. Она стоила дороже конкурентов, распространялась официально, а значит и лицензионные картриджи стоили по тем временам столько, что среднестатистические родители не могли позволить их своим детям, в отличие от дешевой пиратской продукции для Mega Drive и уже тем более для Dendy с ее клонами. Я не стал исключением и мое детство прошло под эгидой Sega, поэтому те самые теплые воспоминания у меня связаны с ее играми, а не какими-либо другими.
Тем не менее, во всем остальном мире сильная и технологичная Super Nintendo была лидером и далеко оставила Mega Drive позади, хотя на тот момент времени Sega была единственным стоящим конкурентом. В эпоху 8-бит она, не говоря уже о других компаниях, не смогла серьезно пошатнуть монополию Nintendo с NES, тогда как релиз новой консоли, в особенности на территории США, в первые годы смог всерьез перетянуть влияние на себя. Это особенно заметно на примере противостояния «Sonic the Hedgehog» с «Super Mario World», когда скоростной синий еж для детей и подростков оказался куда убедительнее спокойного и непринужденного итальянского водопроводчика, или выпуска спорных домашних версий «Mortal Kombat», где Sega рискнула и не стала вводить цензуру целиков, дав возможность игрокам вернуть всю жестокость файтинга с помощью чит-кода.
Игры Sega были крутыми и клевыми, но спустя годы я с каждым разом все больше и больше для себя понимаю, что они по своей сути мало чем отличались от восьмибитных творений с NES. Да, они красивее, да, более детализированные, но правила сильно не изменились: это все те же платформеры и экшены с не самой большой продолжительностью, рассчитанные на планомерное освоение и прохождение. Разумеется, не все были такими, да и на SNES таких проектов тоже хватало с избытком, но Nintendo начала предлагать более комплексные игры, и дело далеко не только в технологиях. Они стали больше и сложнее за счет ориентированности на открытые или тесно взаимосвязанные миры, которые наполнены большим количеством деталей и мелочей.
Взять к примеру «Donkey Kong Country», чья красота кроится, с одной стороны, в прекрасном визуальном исполнении с использованием отрендеренной 3D-графики, а с другой - в ее внутреннем содержании, когда хочется максимально исследовать каждый уровень, проходя их снова и снова изо дня в день, а разные фишки и механики, кои грамотно чередуются, моментально оседают в голове. Поэтому игра кажется не просто очередным платформером, а совершенно обособленным произведением, удовольствие от которого получаешь не только от нажатия кнопок. В итоге ты попадаешь на вводный или ледяной этап и завораживающе смотришь на экран, вслушиваясь в прекрасную музыку, или вгрызаешься в геймпад во время поездке на вагонетке, или пытаешь рассмотреть хоть что-то в темной пещере, где светом озаряется лишь выход из нее.
Или вот «Super Metroid», породившая целый новый жанр. Да, на NES был оригинальный «Metroid», но на фоне сиквела он не более, чем черновик. Мрачные одинокие скитания по чужой планете превращаются в личное, ни с чем не сравнимое остросюжетное приключение. Под удивительную электронику и эмбиент приходится пробираться вперед, в поисках улучшений и боеприпасов, а вокруг лишь агрессивная фауна и пришельцы, каждый из которых может оказаться смертельным для героини. Механика исследования всего окружения вокруг подчас приводит к удивительным открытиям: то секрет какой найдешь, то на совершенно новую секцию комнат и лабиринтов наткнешься, то в западню попадешь, пути назад из которой просто нет, и так далее. И во все это настолько глубоко погружаешься, что от игры невозможно просто оторваться даже тем, которые не заморачивается на сбор бонусов и достижений в других ситуациях. В «Super Metroid» просто хочется найти как можно больше всего, иначе путешествие получается неполным.
Игры начали становиться серьезными произведениями и высказываниями, пусть еще с не таким уровнем драматургии и степенью интерактивности. На Super Nintendo можно чаще встретить игры с полноценной системой сохранений, рассчитанные на долгие многодневные посиделки, когда прогресс не затирается, а также более доступные и понятные механики, когда интуитивно понятно что ты можешь сделать со своим героем и окружением. Проходя «The Legend of Zelda: A Link to the Past», я искренне удивляюсь тому, как меняется игра, как это срежиссировано и подано с помощью графики и звука, какие она преподносит сюрпризы и новшества, и все это несмотря на то, что ей в этом году исполняется аж 30 лет. Попав в «Темный мир», мой внутренний мир так же перевернулся, как и в самой игре, ибо передо мной открылось нечто иное от того, к чему я привык за часы геймплея до этого. Вроде бы такая же карта, а на самом деле не совсем, и это все меняет. Именно такие произведения актуальны по сей день, в том числе благодаря тому вектору развития, который выбрала Nintendo в начале 90-х годов.
Но, само собой, хороши и достойны игры с обеих основных шестнадцатибитных платформ, просто по разным причинам. Если Sega круче, то Nintendo более зрелая, пусть и с упором на детскую и семейную аудиторию. В наши дни настолько большой разницы между библиотеками и идеологией разных консолей просто нет, поэтому важно ценить историю и заслуги прошлого. И важно помнить, что играть стоит в прежде всего в то, что приносит искреннее удовольствие.
***
© Илья Чернявский для Tomorrow started
Если вам понравился материал - добро пожаловать в нашу группу ВКонтакте и канал в Telegram