Найти тему
IPOCLUB

Фундаментальный анализ. Мультипликаторы

Глоссарий инвестиций. Мультипликаторы

Мультипликаторы в IPO
Мультипликаторы в IPO
Поскольку компании, которые выходят на IPO, не поддаются техническому анализу, то основным методом для принятия решений по тем или иным бумагам является фундаментальный анализ.

Фундаментальный анализ применяется для исследования финансово-экономического состояния отраслей, отдельных компаний и их инвестиционной привлекательности.

  • Компании привлекательны, если их акции устойчивы в долгосрочной перспективе, а у самих компаний есть потенциал развития.
  • Фундаментальный анализ используется для определения с большой степенью достоверности реальной или "справедливой" стоимости ценных бумаг.
  • При фундаментальном анализе рассчитываются так называемые мультипликаторы , которые потом сравниваются с мультипликаторами других компаний.

Мультипликаторы – это производные финансовые показатели, которые позволяют оценить бизнес компании и сравнить ее с конкурентами.

  • Суть мультипликаторов в том, что мы приводим рыночную оценку (цена акций) компании и ее бизнес оценку (прибыль, выручка) к единому знаменателю.
  • Условно говоря из двух и более цифр, мы получаем одну. И эту одну цифру легко оценить и сравнить с аналогичной цифрой у других компаний.

Поясним на примере:

Пример 1.

  1. Прибыль компании A – 100 000 рублей
  2. Прибыль компании B – 1 000 000 рублей

Вопрос: акции какой компании лучше покупать?

Пример 2.

  1. Капитализация компании С – 1 млрд. рублей
  2. Капитализация компании D – 5 млрд. рублей

Вопрос: акции какой компании лучше покупать?

✔️Собственно в обоих случаях на вопрос ответа нет, так как недостаточно данных для оценки – в первом примере мы не знаем цену покупки, во-втором показатели бизнеса.

Сам по себе факт того, что прибыль компании B больше, чем прибыль компании A ни о чем не говорит.

А вот скажем соотношения между капитализацией компании и ее прибылью уже достаточно для оценки. Мы просто выбираем компанию с лучшим соотношением.

  • Вот такое соотношение  и есть наш мультипликатор. И таких всевозможных соотношений (капитализация/прибыль, капитализация/выручка и т.п.) множество – каждое из них представляет собой отдельный мультипликатор.
  • Отсюда и рождается стоимостная оценка компаний , понимание того – дорогая компания или дешевая.
  • Ведь вы можете вычислить определенный мультипликатор для всех компаний одной и той же отрасли, а затем посчитать среднее арифметическое.

А дальше просто – если мультипликатор конкретной компании выше или ниже, чем средний по отрасли, то компания переоценена/недооценена рынком.

В следующих статьях мы будем более подробно разбирать каждый мультипликатор и учиться оценивать компании.

Всё ли вам понятно?

Интересная статья? Подпишитесь на наш канал в Telegram, чтобы получать больше познавательного контента и свежих идей для инвестирования.

#глоссарий