Афинская гетера Таис была знаменита в Античности, а в 20-м веке роман о ней написал Иван Ефремов. Но о её реальной биографии известно сравнительно немного.
Таис и Александр Великий
О реальной Таис известно немного. Она происходила из Афин и, предположительно, была дочерью афинского гражданина. Скорее всего, она сама выбрала жизнь гетеры. Для примера можно вспомнить её современницу гетеру Ламию, которая происходила из аристократической афинской семьи. Судя по тому, что Таис умела выступать перед публикой, она получила хорошее образование.
Античные авторы сохранили рассказ о сожжении дворца в захваченной персидской столице Персеполисе. Об участии в этом событии Таис написал один из современников Александра Клитарх. Его труд утрачен, но он стал одним из источников биографии Александра, написанной Плутархом.
Во время одной из пирушек Таис «во власти хмеля» заявила, что чувствует себя удовлетворённой за все лишения похода, видя захваченный Персеполис. Затем она предложила пойти и поджечь дворец царя Ксеркса, повинного в разрушении Афин за полтора столетия до этого.
Среди исследователей, писавших об эпохе Александра, велись споры о том, насколько внезапным было решение о сожжении дворца. Часть авторов отказывали свидетельствам об этом в достоверности, считая сожжение дворца продуманным шагом. Другие допускали, что сожжение дворца Ксеркса было задумано заранее и облечено в форму спонтанного решения.
Таис и Птолемей I
Неизвестно, когда сблизились Таис и Птолемей. Некоторые авторы считают, что это произошло ещё до Персеполиса, но точных сведений нет.
Только один из античных авторов пишет, что Таис была женой правителя Египта. В пользу их брака говорит тот факт, что один из их сыновей был назван Лаг — в честь отца Птолемея. По традиции, первенец в греческих и македонских семьях получал имя своего деда. Едва ли Птолемей дал бы имя своего отца внебрачному ребёнку.
Дети Птолемея от Таис не достигли такой славы и известности, как его дети от других жён, и почти не появляются на страницах истории. Афинянка родила Птолемею двух сыновей, Леонтиска и Лага, и дочь Эйрену.
Дочь царя и афинянки Эйрена была выдана замуж за Евноста, правителя кипрского города Солы. Этот брак должен был укрепить союзнические отношения Птолемея с зависимым от него кипрским правителем.
Судьба самой Таис покрыта мраком. Неизвестно, оставалась ли она с Птолемеем, который дважды вступал в династические браки. Возможно, она умерла или вернулась в родные Афины.
Долгая память о Таис
Младший современник Птолемея афинский комедиограф Менандр написал комедию «Таис», текст которой утрачен. Другой комедиограф Гиппарх написал комедию с тем же названием, текст которой тоже не сохранился.
Данте изобразил куртизанку Таис среди грешников, мучающихся в 8-м круге ада. Среди других льстецов она оказывается в яме, заполненной нечистотами. Неясно, отталкивался ли Данте от исторического образа Таис или от образа, созданного Теренцием.
Драматург Кристофер Марло изобразил Александра и Таис в своей пьесе «Доктор Фауст». Духи, принявшие их облик, разыгрывают перед императором представление. В ходе него Александр убивает Дария и надевает его корону на голову своей возлюбленной.
В 1770-е годы Джошуа Рейнольдс начал писать картину «Таис», изображающую афинянку с факелом. Моделью для неё послужила Эмили Берти Уоррен.