Мое приобщение к горным лыжам было 16 лет назад и весьма типичным для того периода - я самоучка. Хорошая физическая форма, реакция, большой опыт в беговых лыжах позволяли даже без поставленной техники гонять по склонам с весьма приличными скоростями. Однако в первый же сезон меня хорошо отрезвило сильное падение. В конце спуска моя скорость была по ощущениям 70-80 км/ч (это примерно, т.к. я в то время игрался с GPS навигатором и хорошо понимал скорость, а скорости 90-95 км/ч были нормой) я не заметил чью-то перчатку на склоне и налетел правой лыжей на нее всем скользяком. Возникшая разница в силе трения вкупе с инерцией на хорошей скорости и видимо моей расслабленностью в конце спуска мгновенно спровоцировали мне вращение по типу тулупа в фигурном катании. Только я ни разу не фигурист... со стороны было феерично во всех смыслах (потом жена рассказала) - лыжи (благо тут же отстегнулись), палки, шапка, перчатки разлетелись в разные стороны. Меня кувыркало еще метров 20 по склону. И если бы я не сгруппировался на автомате, все было бы очень печально. Но головой успел приложиться. Когда смог открыть глаза, звездочки сверкали минут 10. В остальном без переломов, ушибы да синяки. Больше я без шлема никогда не катался. И в серьез занялся техникой и контролем. Но вернемся к теме.
Скандальная история в магазине (можно почитать здесь) мне утвердила срок на обдумывание программы обучения горным лыжам моей дочки - полгода. Я именно сам хотел с ней вместе пройти весь путь. Поэтому недолго думая начал с того, что полез в интернет за изучением разного опыта и отзывов. Почти всегда рекомендации были что-то вроде приезжаете на курорт, нанимаете толкового инструктора, и вуаля, через пару дней киндер гоняет с вами по всем склонам. Но глядя на свою дочурку, у которой инстинкт осмотрительности и осторожности с рождения, плюс пока еще соответствующие физические возможности (напомню ей нет еще и 5 лет), я сильно сомневался в таком сказочном сценарии. Мне нужно, чтобы она не просто скатилась по склону, а полностью понимала и контролировала весь процесс и ловила от этого кайф. И при этом безопасно и под полным самоконтролем, чтобы не повторять мой опыт.
И тут я вспомнил, как приучают к лыжам и склонам (именно так, а не учат) маленьких детей в Европе - к этому времени уже удалось побывать в Австрии и Андорре. И мне их подход более импонировал. Вкратце:
- Горнолыжные ясли (там даже трехлетки встречаются) - это в первую очередь игровая форма. С ними постоянно какие-то эстафеты, конкурсы и движухи устраивают на лыжах и без. Пообщавшись с детскими инструкторами, я понял одну простую вещь, звучащую как аксиома для любого воспитателя детского сада или учителя начальной школы, для ребенка в 4-5 лет даже 5 минут сфокусироваться на одном виде деятельности уже достижение. Поэтому чтобы переключать их внимание, но удерживать на склоне, применяют игровые формы. Плюс детишки смотрят друг на друга, повторяют и так быстрее учатся, ну и конкуренцию никто не отменял.
- Детям часто дают отдыхать и дурачится, давая им возможность заниматься тем, что им сейчас хочется делать - валяться и ползать по снегу, бегать и тому подобное. Но делают они это в полном горнолыжном обмундировании, включая ботинки и шлемы. Так как у детишек мозг очень пластичный, то они довольно быстро привыкают к нему и считают такое облачение для себя вполне естественным. Это очень важно, так как те же горнолыжные ботинки вещь весьма неудобная, и если ребенку в них непривычно, то и лыжи точно не доставят удовольствия.
- И наконец самое удивительное для меня, детей в этом возрасте специально учат знать снег, его поведение при разных температурах. Все кто регулярно занимается лыжами (в т.ч. беговыми), поймут о чем я. В принципе для российских детей снег не новость - снеговика лепили, в снежки играли. Но вот акцентировать внимание на том, когда и почему снег стал липким, образовался снежный или даже ледяной наст, какой вес он держит - это мне показалось интересным (я увидел это в Андорре). И главная цель такого подхода в обучении - на подсознательном уровне учить различать опасные участки. Например, места потенциальных сходов лавин.
Эти подходы я взял себе на вооружение. Но это было явно мало. Нужна была программа преодоления страха (моя дочка побаивалась высоты) и вполне четко осознавала, что может упасть на скорости. Поэтому от меня требовалось так все обставить, чтобы у нее и сил хватало, и интерес был и страх не мешал. Постараюсь в следующей статье это все подробно описать.