Международный женский день – первый крупный праздник весны. За счет своей популярности и кросскультурности он оказывает серьезное влияние на структуру спроса в начале марта. 62% мужчин и 67% женщин покупают по этому поводу как минимум один подарок
Вот наиболее популярные запросы в Google в последнюю неделю перед 8 марта:
- поздравления и открытки (9 миллионов)
- духи (1,2 миллиона)
- цветы (1,1 миллион)
- ювелирные украшения (0,2 миллиона)
- заказать подарок (0,15 миллионов)
Динамика спроса
Список наиболее популярных товаров перед Международным женским днем выглядит следующим образом:
- Цветы и конфеты
Классический подарок неизменно включает в себя цветочный букет, спрос на которые в первой половине марта вырастает в России на 80-240% при покупке в магазинах и до 600% при заказе через интернет. Похожая ситуация наблюдается и с конфетами. Сайты, специализирующиеся на доставке подарков к праздникам, получают в первой декаде марта 190% своей среднемесячной выручки.
- Бижутерия
По данным Wildberries, в 2020 году продажи ожерелий с 25 февраля по 3 марта выросли на 895% по сравнению с периодом 28 января – 3 февраля. Кроме того, скачкообразный рост продемонстрировали цепочки (+476%) и подвески (+422%).
- Бытовая техника
В преддверии праздника чаще всего покупают фены, утюги и отпариватели. Первые, исходя из статистики Wildberries, выбирают в шесть раз чаще, чем обычно, вторые и третьи - в пять и четыре раза соответственно. Также повышается спрос на умные пылесосы, блинницы и соковыжималки.
- Косметика и духи
Эта категория также демонстрирует рост в первых числах марта, хотя и не столь заметный, как остальные группы – в пределах 320%. Чаще покупают готовые косметические наборы.
- Электроника
Еще одна группа, ежегодно набирающая популярность в начале весны. Смартфоны и планшеты – лидеры продаж, вслед за ними идут компьютеры и ноутбуки.
- Туризм
Трудно сказать, что сильнее влияет на увеличение числа обращений в туристические фирмы и частоту путешествий – сам праздник или ощущение приближающейся весны.
Отдельного разговора заслуживает динамика спроса и цен в интернет–магазинах . Статистика по OZON и Wildberries показывает рост интереса к связанным с праздником товарам с 20-х чисел февраля. Для поддержания спроса компании запускают акции и организуют распродажи. Многие создают подборки подарков из разных категорий, запускают рекламные кампании. По словам Виктории Морозовой, руководительницы FMCG Wildberries, товарооборот в эти дни возрастает в 1,5-2 раза, а пик спроса, как правило, приходится на выходные. Средняя стоимость подарка колеблется в диапазоне от 800 до 6000 рублей.
Неплохо зарабатывают на Восьмом марта и сервисы, специализирующиеся на доставке продуктов и готовых блюд: Instamart, iGooods и Golama, а также сервис по уборке QLean, который в последние дни перед праздником фиксирует падение спроса среди женщин, и рост такового со стороны мужчин. В среднем, такие компании зарабатывают в начале марта на 130–160% больше, чем обычно.
Динамика цен
Наиболее заметно в марте дорожают цветы – этот товар, сильнее прочих подвержен сезонным колебаниям цен. Духи и косметика демонстрируют умеренный рост, а меньше всего краткосрочное повышение спроса затрагивает бытовую технику и электронику. Часто рост цен в этот период компенсируется скидками и предложениями в рамках программ лояльности, направленными на перевод разовых покупателей в категорию постоянных клиентов и улучшение имиджа компаний.
Итак, Международный женский день – причина повышенного спроса на целый ряд товаров, что ежегодно влияет на их стоимость. При правильной подготовке к наплыву клиентов и грамотно проведенной рекламной кампании магазины могут как увеличить выручку, так и приобрести новых лояльных клиентов.