40-мм Автоматическая пушка "Пом-Пом" стала своеобразные символом корабельной ПВО Второй мировой войны. Ощетинившись сотнями стволов боевые корабли союзников отбивались от авиации Японии и Германии. Но история пушки началась еще до первой мировой. Пушка Vickers 2-pdr QF Mark II одной из первых артсистем была поставлена на российские и британские бронеавтомобили. Не обошли её и итальянцы, наладив лицензионное производство в Терни, пушку 40 mm/39 Vickers-Terni 1915/1917 попробовали поставить на грузовик Лянча 1Z.
Autocannone da 40/39 su Lancia 1Z/Зенитная пушка 40/39 на шасси Лянча 1з
Страна: Италия
Производитель шасси: Lancia
Оружия: Vickers Terni Società Italiana di Artiglierie ed Armamenti
Год выпуска: 1919
Кол-во выпущенных: 1
Полная масса: 4 тоннs
Вооружение: 40 mm/39 Vickers-Terni 1915/1917
Шасси: Lancia 1z
Двигатель: 35 л.с.
Экипаж: 5
Эта статья последняя из цикла материалов об итальянских Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Предыдущую статью цикла можно прочитать здесь - Iтальянские автопушки. Часть 13. Autocannone 105/29 AV su SPA 9000C. Путиловская пушка на итальянской службе.
Итальянской королевской армии хронически не везло с моторными зенитными орудиями, всё что не предлагала им промышленность не годились для применения именно как зенитные. Массовые 102-мм моторные орудия в основном использовались для поддержки пехоты, как средство стратегического резерва. 75 и 76-мм пушки былине удачны даже как средство поддержки, обладая ограниченной маневренность на горном фронте. Только автопушки Autocannone da 75/27 AV su Lancia 1Z хоть как-то служили как средство ПВО. Для Италии было характерно примеривать любую артиллерийскую систему на шасси грузовика. Апогея это желание достигло во время боевых действий в Северной Африке, когда почти все имеющиеся артиллерийские орудия были поставлены на колеса. Поэтому когда на заводе в Специи наладили производство 40-мм автоматических пушек типа Том-Том, получивших обозначение 40 mm/39 Vickers-Terni 1917, их сразу попробовали поставить на автомобильное шасси и создать моторную зенитку.
Фирма Vickers Terni Società Italiana di Artiglierie ed Armamenti или короче Vickers-Terni была создана в 1905 году для поставки в армию и на итальянский флот артиллерийских систем английской разработки. Предприятие было плодом сотрудничества Виккерса (до 1911 года Vickers, Sons & Maxim Limite) и итальянского металлургического гиганта Терни (Acciai Speciali Terni SpA). Основная производственная площадка была в Лигурии в городе специя. После многочисленных переименования предприятие и сейчас является видным военно-промышленным концерном OTO-Melara. Одним из главных патентов британского производителя были изобретения американского изобретателя Хайрема Максима. В 1883 году был спроектирован пулемет Maxim калибра 0,303" (7,7-мм), постепенно выпускались всё более мощные пулемёты калибра 11,43-мм и 10,67-мм. После экспериментов Максим предлагает военным автоматическую пушку, рассчитанную под стандартный британский патрон 37x94R , используя те же принципы подачи патронов из ленты и перезарядки за счет энергии пороховых газов. В 1914 году калибр был увеличен до 40-мм и в 1915 году пушка была принята на вооружение под обозначением Vickers 2-pdr QF Mark II .
В 1915 года Италией было закуплено 50 пушекVickers 2-pdr QF Mark II образца 1915 года английского производства с расчетом на то, что на заводе в Специи начнётся собственное производство. В 1917 году на фирме Vickers-Terni начался выпуск пушек 40 mm/39 Vickers-Terni 1917, закупленные в Англии пушки обозначались 40 mm/39 Vickers 1915. Основная масса пушек ушла на флот, ими вооружались все крупные боевые корабли Италии.
907-грамовые снаряды автоматической пушки имели начальную скорость 600-610 м/с, скорострельность составляла 90 выстрелов в минуту максимальная дальность стрельбы - 3800 м при угле возвышения орудий - 45°. Эффективная дальность стрельбы составляла 1100 м. Масса 40-мм пушки 40 mm/39 Vickers-Terni 1917 с учетом платформы составляла 852 кг, из которых 347 кг приходилось на качающуюся часть. Установка обеспечивала углы вертикального наведения - -5°..+80°, горизонтального - 360° при установке на грунт. Наведение осуществлялось вручную. Основным отличием итальянского варианта от английского была замена матерчатой ленты, которая служила источником задержек при стрельбе, на металлическую. Сами англичане подобную замены сделали только в 30-х годах.
Англичане ставили Пом-помы на бронированные шасси грузовика Пирлесс, создавая эффективные системы не только для ПВО, но и для поддержки пехоты. Итальянцы попробовали установить 40-мм автоматическую пушку на шасси грузовика уже после войны. В 1919 году на испытания предложили моторное орудие 40 mm/39 Vickers-Terni 1917 установленное на шасси Lanciz 1Z. Схема установки была скопирована с относительно удачной моторной пушки Autocannone da 75/27 AV su Lancia 1Z, служившей в ПВО страны.
40-мм Пом-Пом был легче и существенно скорострельнее пушки 75/27 AV. Несмотря на низкие баллистические характеристики как средство поддержки пехоты и ПВО такая автопушка имела право на существование. Но не в 1919 году. Тем более, что из-за установки на шасси по-французски, то есть когда пушка стояла над задней осью и фактически свисла сзади за раму при стрельбе, использование её по назначению было крайне неудобно. Геометрически углы горизонтальной наводки были ограничены конструкцией шасси, манипуляции с 50-ти килограммовыми магазинами были крайне сложными. Шасси нужно было дополнительно готовить - устанавливать опоры. При удачной идее для доведения до серийной модели нужно было еще много работы. Но в 1919 году тратить деньги уже правительство не хотело и больше смотрело, как сэкономить. В итоге последний проект моторной пушки Первой мировой войны в Италии лег на полку.
Эта статья последняя из цикла материалов об итальянских автопушках - Autocannone, за годы Первой мировой войны превратившихся в полноценные САУ на автомобильном ходу. Первая статья цикла здесь - Итальянские автопушки. Часть 1. Autocannone da 75/27 CK su Itala X. По немецкому образцу.
Источники:
https://wiki.wargaming.net/ru/Navy:40-%D0%BC%D0%BC_Vickers-Terni_M1915
GLI AUTOVEICOLI DA COMBATTIMENTO DELL'ESERCITO ITALIANO VOL I _ Vebuka.com